Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы народного образования. Большинство детей посещает детский сад. Число детских садов продолжает расти. Перед педагогическими работниками, организаторами дошкольного дела и учеными в настоящее время стоит общая задача совершенствования всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному обучению.
Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинаются складываться новые формы деятельности.
В настоящее время осуществляется постепенный переход к обучению детей в школе начиная с шести лет. В связи с этим возникает два вопроса: готов ли шестилетний ребенок к школе, к новому для него образу жизни и как обеспечить полноценную подготовку детей дошкольного возраста к систематическому обучению.
Прежде всего педагогу необходимо понимать-помнить, что шестилетнему ребенку, не зависимо от того, где он обучается – в детском саду или школе, все еще присущи особенности интеллектуального развития и поведения, характерные для дошкольного периода жизни.
Подготовка к школьному обучению предполагает прежде всего повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности, принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого и т.д.
Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформулированность необходимых качеств личности. В связи с этим выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется в
сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.
Рассмотрим процесс формирования интеллектуальной готовности пятилетнего ребенка к обучению в школе.
Одна из основных черт умственного развития старших дошкольников заключается в том, что разрозненные представления об отдельных и их свойствах, характерные для детей предшествующей возрастной ступени, начинают объединяться и преобразовываться в еще несовершенные, однако целостные знания об окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте впервые появляется возможность отражения некоторых важных связей и зависимостей живой и неживой природы, например, изменение длины пробега шарика в зависимости от высоты горки, с которой его спускает ребенок, изменение скорости предмета в зависимости от трения и т.д. Объектом мыслительной деятельности детей становятся не только отдельные предметы и явления, но и такие общие свойства действительности, как пространство и время, ребенок начинает глубже понимать различия между живой и неживой природой, интенсивно идет формирование его представлений об общественных отношениях людей.
У детей существенные изменения претерпевают познавательные потребности и мотивы. Исходной потребностью, определяющей как умственное, так и психическое развитие ребенка, являются потребность в новых впечатлениях. С возрастом эта потребность усложняется количественно и качественно и к пяти годам выступает в форме потребности в новых, все более содержательных знаниях о предметах и явлениях окружающей действительности. Эту потребность удовлетворяет взрослый и развивает, который в процессе общения с ребенком передает ему новые знания, сообщает новые сведения, формирует новые познавательные умения – умение сравнивать предметы друг с другом, анализировать их, делать простые обобщения и выводы.
Здесь можно говорить о том, что у ребенка формируется умение учиться, развиваются начальные формы учебной деятельности. Познавательный мотив вызывает существенные изменения психических процессов организма. Дети приобретают умение следовать требованиям взрослого, практически овладевают средствами усвоения знаний и умений, учатся элементарным формам анализа явлений, приобретают способность делать простейшие умозаключения и т.д. Все это оказывает положительное влияние на общее умственное развитие пяти-шестилетних детей. В процессе учебной деятельности происходит формирование такой важной способности, как самоконтроль, т.е. умения контролировать процесс своей деятельности на основе задачи, поставленной взрослым. Самоконтроль позволяет значительно повысить уровень детских работ, ликвидировать механическую подражательность друг другу.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает умение анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата.
Иначе говоря, последовательное формирование учебной деятельности ведет к развитию способности управлять своими психическими процессами, что является фундаментом для возникновения более сложных структур мыслительной деятельности ребенка и формирования понятий.
Вывод: соответствующая интеллектуальная подготовка ребенка к школе помогает ему добиться в учебном процессе высокого уровня организованности и успешно овладевать новыми знаниями и умениями.
Образование, педагогика, воспитание:
Изображение предметов, животных, птиц
Упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, считалочками, ритм которых соответствует ритму выполняемого упражнения. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Нужно добиваться, что ...
Использование сказок в работе с детьми
Из многообразия средств выразительности в детском учреждении рекомендуется: · формировать у детей раннего возраста простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных) · во время чтения сказки не следует делать детям замечания, призывать их сидеть тихо ...
Понятие грамматического строя языка
В начале нашего исследования необходимо уточнить терминологический аппарат, который будет использоваться в курсовой работе. Тема исследования звучит, как «Развитие грамматического строя учащихся на уроках русского языка», из чего понятно, что основным понятием будет являться собственно грамматическ ...