Золотая педагогика

Жанровая типология церковной музыки православного обряда

Страница 1

Главная цель литургических жанров – выразить видимыми и слышимыми средствами невидимое и неслышимое. Они указывают на ту Божественную реальность, которая присутствует в центральном христианском таинстве – Евхаристии. С помощью богослужебных жанров эта реальность является людям, а они, в свою очередь, доносят свои молитвы до Господа.

Характерной чертой жанровой системы литургической музыки является её чёткая иерархичность. Так, в богослужебной практике сложились следующие крупные жанры (чины): Литургия, Всенощное бдение, Панихида, Венчание, Молебен, Крещение. В них входят более простые жанровые единицы: стихира (от греч. – ряд, строка, стих), кондак (песнопение драматического характера), канон (многострофное песнопение, составленное по особым, неизменяемым правилам), ирмос (от греч. – связывать; начальная, образцовая песнь), тропарь (от тропос – нрав, образ жизни), антифон («звучащий в ответ» – песнопение, исполняемое поочерёдно двумя хорами), прокимен («предваряющий»), аллилуарий (напевы восторженного характера), причастен и другие. За каждым термином стоит определённая символика, закреплённая на текстовом, музыкальном, функциональном уровнях.

Суточный богослужебный круг составляют восемь служб: вечерня, утреня, полунощница, четыре службы часов (первый час, третий, шестой, девятый) и завершающая их литургия (обедня). Перед большими праздниками (Пасхой, Рождеством и другими) служатся Всенощные бдения, которые объединяют великую Вечерню с Утреней. Все чинопоследования служатся по каноническому тексту, в который вставляются в зависимости от предназначенности службы отдельные вставные номера.

Каждая из служб имеет своё предназначение и содержание. Так, пасхальное богослужение посвящено воспоминаниям событий последних дней земной жизни Иисуса Христа. Христиане, внимая слову Божиему, становились как бы очевидцами событий Священного Писания, переживали драматизм происходящих действий, совершали духовное, молитвенное, благодарственное приношение Богу за его Жертву. В Великой Литургии воспроизводится приношение Мессии Себя в Бескровную Жертву и приносится благодарность Богу за спасение рода человеческого от греха и проклятия.

Каждый из чинов имеет свою структуру, определяемую порядком ведения службы. Так, например, Литургия длится несколько часов, она состоит из трёх частей:

1 часть – Проскомидия («принесение») символизирует обряд, выполняемый в древности, когда христиане приносили с собой в храм хлеб и вино для совершения службы. Перед началом проскомидии священнослужители у царских врат совершают входные молитвы, прося Бога укрепить их во время службы. Проскомидия, повествует «о первоначальной жизни Христа, Его рождении, Его младенчестве и пребывании в неизвестности до времени явления в мир».

2 часть – Литургия оглашенных. «Оглашенными называются люди, готовящиеся к Таинству Святого Крещения и кающиеся. Содержание этой части составляют молитвы, обращённые к Господу, «о помощи в наших вседневных нуждах, о духовном совершенстве, чтобы следовать за Христом». Этот раздел Литургии соответствует жизни Христа «в мире посреди людей, которых огласил Он словом истины».

3 часть – Литургия верных, самая важная и продолжительная по времени из всех частей. Своё название она получила от того, что при её совершении присутствуют только верные, принявшие Святое Крещение». На Литургии верных народ молится «о всевышнем мире, о мире всего мира, о избавлении от всякой скорби, гнева и нужды. Каждый из нас в своём чине да благодарит Господа, участвуя в Евхаристии».

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Характеристика элементов техники игры в хоккей
Техника хоккея включает в себя конькобежную подготовку (перемещение на коньках), а также технику владения клюшкой и шайбой (держание клюшки, ведение, бросание и остановку шайбы). Игроки скользят по льду на коньках и пытаются клюшками забить шайбу в ворота противника. Дети должны уметь бегать на кон ...

Психолого-педагогические аспекты образования в высшей школе
В настоящее время нет, пожалуй, более спорной проблемы в педагогике и психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. Вуз служит не только и может быть не столько для передачи специальных знаний, сколько для развития и воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которо ...

Современные подходы к организации наглядного метода обучения
Проблема использования наглядности на уроках истории является «вечной». Всплеск интереса к этой теме в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Н.И. Аппарович, Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, Д.Н. Никифоров и ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru