Золотая педагогика

Жанровая типология церковной музыки православного обряда

Страница 2

В строение Литургии входят читаемые и пропеваемые тексты. Все песнопения являются продолжением или итогом молитв, произносимых священнослужителями. Они включены в ход службы, являясь важными её компонентами.

Жанровое имя песнопение получает в связи с используемым текстом, а также с местоположением в богослужебном последовании. Внутри того или иного рода песнопений имеется разветвлённая система видов, например, различаются четыре вида стихир:

1 – стихиры на Господи, воззвах (поются на Вечерне после стихов «Господи, воззвах» из 140, 141, 129 и 116 псалмов);

2 – стихиры литийные или на литии (поются при выходе священнослужителей в притвор на литию);

3 – стихиры стиховны или на стиховне (предваряются стихами из других псалмов или вообще из книг Священного Писания);

4 – стихиры на хвалитех (предваряются стихами из так называемых хвалитных псалмов, в которых часто встречаются слова «хвалите»).

Подобно видам стихир существуют виды антифонов: антифоны кафизм, антифоны воскресные изобразительные, антифоны повседневные, антифоны праздничные, антифоны степенные.

Жанровое название песнопения связано с текстом содержательно и функционально. Это обусловлено тем, что музыка в церкви носит подчинённые характер и служит средством для активизации восприятия слова, звучащего во время служб. Так возникает группа жанров, связанных с неизменяемым текстом и получивших жанровое наименование по начальным словам молитвы. Среди них: «Свете тихий», «Во царствии твоем», «Херувимская», «Милость мира», « Достойно есть», «Да исполнятся уста наша», «Верую», «Отче наш». В этом ряду в каждом конкретном случае жанр означает самостоятельное произведение.

Другой ряд литургических жанров связан с изменяемыми текстами. Жанровые наименования здесь выражают суть песнопения: например, тропарь – песнь, изображающая образ жизни святого или описание праздника; прокимен – предшествует чтению избранных моментов из Ветхого или Нового Завета; катавасия («схождение», «соглашение») – часть канона, для пения которого оба хора выходят на середину храма и поют вместе.

Среди других жанров этого ряда следует назвать стихиру, кондак, антифон, псалом, причастен, величание, ектению и другие.

Особое значение среди этих жанров имеет псалом, образовавший вокруг себя целую систему псалмовых жанров (т.е. группу песнопений на тексты из Псалтыри, которые имеют собственные жанровые названия).

В случае, когда песнопение использует текст псалма от начала до конца, жанровое название «псалом» за ним сохраняется. Таковы 103-й псалом «Благослови, душе моя, Господа», 33-й псалом «Благословлю Господа», 50-й псалом «Помилуй мя, Боже».

В случае диалогического исполнения двумя хорами псалмы получают названия антифонов («Блажен муж», антифоны воскресные изобразительные «Благослови, душе моя, Господа», «Хвали, душе моя, Господа», «Во царствии твоем»). Когда текстом песнопения становился отдельный стих, извлекаемый из псалма, ему присваивалось другое жанровое название.

Таковы прокимны, причастны, тропари “Благословен еси. Господи” и “Бог Господь”.

Особую группу составляют хоровые концерты, которые стали своеобразным вставным номером Литургии.

По церковным канонам концерты исполнялись перед причастием в конце Литургии.

Они были своеобразной «музыкальной паузой» в момент причащения священнослужителями в алтаре, когда необходимо было занять внимание прихожан.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Психолого-педагогические особенности обучения математике в классах основных профилей
При организации процесса обучения в профильных классах следует учитывать психолого-педагогические особенности учащихся того или иного профиля. Наиболее ярко эти особенности проявляются в математических и гуманитарных классах. Учащиеся математических классов отличаются характером восприятия математи ...

Теоретические и методические подходы к понятию "общение" и его развитию в дошкольном возрасте
Несмотря на многообразие и вариативность исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена. Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функцию общения: 1) общение - это коммуникация, коммуникативный ...

Значение обучения неслышащих детей устной речи
Определяя задачи обучения неслышащих детей произношению, прежде всего, следует напомнить о двоякой функции устной речи, которая, одной стороной, обращена к слушающему, а другой — к самому говорящему. От качества фонетического оформления речи глухого зависит (при прочих равных условиях) в какой степ ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru