Золотая педагогика

Особенности работы над внятностью устной речи неслышащих учащихся

Другое о педагогике » Работа над внятностью устной речи неслышащих учащихся » Особенности работы над внятностью устной речи неслышащих учащихся

Страница 1

На основе проведенного нами исследования мы можем предложить следующие методические рекомендации.

Учитывая, что важными компонентами внятности речи являются словесное ударение, голос, умение членить фразы паузами и т.д. при работе над развитием внятности следует обращать внимание на те аспекты, которые помогали бы формировать высоким его показатель. Для этого необходимо использовать упражнения направленные на работу над основными компонентами.

I. Для работы над правильным произношением звуков [п], [т], [к] мы предлагаем следующие упражнения.

В слогах

Упражнение №1.

Начальная позиция перед гласными:

Па по пу

Ка ко ку

Та то ту

Интервокальная позиция:

Апа апу апо

Ака аку ако

Ата ату ато

Конечная позиция:

Ап уп оп

Ак ук ок

Ат ут от

Ребенок должен прочитать слоги сначала каждый столбик сверху вниз, затем слева направо.

В словах.

Упражнение №2

Для звука [п] ребенку предлагаются следующие слова:

петух, почта, продавец, плита, перо, аптека, лопата, цапля, лампа, тряпка, суп, укроп.

Для звука [т]:

Туфли, тряпка, туча, ткань, таракан, телевизор, зонтик, котлета, ракета, компот, плакат, енот.

Для звука [к]:

Кофта, кот, крыльцо, камыш, корова, черника, щетка, подушка, ящик, звонок, человек, банк.

Ребенку предлагается найти в словах изучаемые звуки, и сказать где они находятся. Для детей, которые не смогли справится с этим заданием, экспериментатор предлагает карточки с написанными словами.

Во фразах.

Упражнение №3

У меня оторвалась пуговица.

Папа принес помидоры.

Паша порезал палец.

Кошка лакает молоко.

Ребенок должен прочитать предложения и найти слова, в которых встречаются изучаемые звуки. Если ребенок справляется с заданием, можно его усложнить: предложить найти слова, где данный звук находится в начале (конце, середине) слова.

II. Предлагаем упражнения по формированию словесного ударения:

Упражнение №1.

На карточках записаны слоги:

какакакакака какакакакака

какакакакака какакакакака

Экспериментатор произносит два раза первую строчку за экраном и просит ребенка назвать строчку, какую он только что произнес и повторить слоги. Работа проводится с каждой строчкой. Если ребенок справляется с заданием, ему предлагается отхлопать ритм, тем самым усложняя задание.

Упражнение №2.

Подбор слов по заданному ритму.

Экспериментатор предлагает ребенку назвать двусложные, трехсложные слова с ударением на первом слоге. Ребенок должен подобрать соответствующие слова. Если ребенок затрудняется, ему предлагаются следующие карточки со словами:

Кофта

Почта

Туфли

Тряпка

Плита

Кошка

Курица

Аналогично проводится работа со словами с ударением на второй или третий слоги.

Упражнение №3.

Расстановка ударения в словах при слуховом восприятии сказанного экспериментатором.

Учитель читает за экраном ряд слов. Учащиеся на слух определяют, на какой слог падает ударение:

Космос палка

Курица капуста

Рубашка тесто

Тетрадь молоток

III. Для закрепления правильного членение фразы паузами рекомендуем следующее упражнение:

Упражнение №1

На полянку, / на лужок /

Тихо падает / снежок. //

Улеглись снежинки, /

Белые пушинки.//

Ребенок должен прочитать стихотворение, правильно расставляя паузы. Если ребенок не выполняет задание, то экспериментатор предлагает прочитать стихотворение с уже расставленными паузами. Если ребенку трудно выполнить и это задание, то он повторяет стихотворение сопряженно с учителем.

IV. Для работы над тембром голоса.

Упражнение №1

«За грибами».

Ребята ходили в лес за грибами. Они устали и сели под дубом. Дуб огромный, красивый, зеленый. На дубе было много желудей. Вдруг один желудь упал Володе на голову. Все ребят смеялись. Галя нашла под дубом большой белый гриб.

При чтении текста учащимся вслух педагог следит за состоянием тембра голоса и обращает внимание ребенка на неправильное произношение, предлагая послушать правильный образ, а также используя тактильно-вибрационный контроль гортани.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Психолого-педагогический аспект понятия интереса; особенности формирование интереса младшего школьника
Проблема определения категории «интерес» очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а в скорее наоборот, ведет к еще большей пута ...

Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города
В науке имеются различные трактовки и определения «культуры». Культура рассматривается нами как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а так ...

Сравнительный анализ программ учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях
Разработанная в России стратегия построения государственных образовательных стандартов соответствует Международной конвенции о правах ребенка, опирается на положение Закона РФ "Об образовании". В отличие от школьных государственных образовательных стандартов, которые определяют: обязатель ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru