На основе проведенного нами исследования мы можем предложить следующие методические рекомендации.
Учитывая, что важными компонентами внятности речи являются словесное ударение, голос, умение членить фразы паузами и т.д. при работе над развитием внятности следует обращать внимание на те аспекты, которые помогали бы формировать высоким его показатель. Для этого необходимо использовать упражнения направленные на работу над основными компонентами.
I. Для работы над правильным произношением звуков [п], [т], [к] мы предлагаем следующие упражнения.
В слогах
Упражнение №1.
Начальная позиция перед гласными:
Па по пу
Ка ко ку
Та то ту
Интервокальная позиция:
Апа апу апо
Ака аку ако
Ата ату ато
Конечная позиция:
Ап уп оп
Ак ук ок
Ат ут от
Ребенок должен прочитать слоги сначала каждый столбик сверху вниз, затем слева направо.
В словах.
Упражнение №2
Для звука [п] ребенку предлагаются следующие слова:
петух, почта, продавец, плита, перо, аптека, лопата, цапля, лампа, тряпка, суп, укроп.
Для звука [т]:
Туфли, тряпка, туча, ткань, таракан, телевизор, зонтик, котлета, ракета, компот, плакат, енот.
Для звука [к]:
Кофта, кот, крыльцо, камыш, корова, черника, щетка, подушка, ящик, звонок, человек, банк.
Ребенку предлагается найти в словах изучаемые звуки, и сказать где они находятся. Для детей, которые не смогли справится с этим заданием, экспериментатор предлагает карточки с написанными словами.
Во фразах.
Упражнение №3
У меня оторвалась пуговица.
Папа принес помидоры.
Паша порезал палец.
Кошка лакает молоко.
Ребенок должен прочитать предложения и найти слова, в которых встречаются изучаемые звуки. Если ребенок справляется с заданием, можно его усложнить: предложить найти слова, где данный звук находится в начале (конце, середине) слова.
II. Предлагаем упражнения по формированию словесного ударения:
Упражнение №1.
На карточках записаны слоги:
какакакакака какакакакака
какакакакака какакакакака
Экспериментатор произносит два раза первую строчку за экраном и просит ребенка назвать строчку, какую он только что произнес и повторить слоги. Работа проводится с каждой строчкой. Если ребенок справляется с заданием, ему предлагается отхлопать ритм, тем самым усложняя задание.
Упражнение №2.
Подбор слов по заданному ритму.
Экспериментатор предлагает ребенку назвать двусложные, трехсложные слова с ударением на первом слоге. Ребенок должен подобрать соответствующие слова. Если ребенок затрудняется, ему предлагаются следующие карточки со словами:
Кофта
Почта
Туфли
Тряпка
Плита
Кошка
Курица
Аналогично проводится работа со словами с ударением на второй или третий слоги.
Упражнение №3.
Расстановка ударения в словах при слуховом восприятии сказанного экспериментатором.
Учитель читает за экраном ряд слов. Учащиеся на слух определяют, на какой слог падает ударение:
Космос палка
Курица капуста
Рубашка тесто
Тетрадь молоток
III. Для закрепления правильного членение фразы паузами рекомендуем следующее упражнение:
Упражнение №1
На полянку, / на лужок /
Тихо падает / снежок. //
Улеглись снежинки, /
Белые пушинки.//
Ребенок должен прочитать стихотворение, правильно расставляя паузы. Если ребенок не выполняет задание, то экспериментатор предлагает прочитать стихотворение с уже расставленными паузами. Если ребенку трудно выполнить и это задание, то он повторяет стихотворение сопряженно с учителем.
IV. Для работы над тембром голоса.
Упражнение №1
«За грибами».
Ребята ходили в лес за грибами. Они устали и сели под дубом. Дуб огромный, красивый, зеленый. На дубе было много желудей. Вдруг один желудь упал Володе на голову. Все ребят смеялись. Галя нашла под дубом большой белый гриб.
При чтении текста учащимся вслух педагог следит за состоянием тембра голоса и обращает внимание ребенка на неправильное произношение, предлагая послушать правильный образ, а также используя тактильно-вибрационный контроль гортани.
Образование, педагогика, воспитание:
Правильная постановка задач на уроке
Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее типичные из них: 1. Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена. ...
Игры, способствующие развитию доброжелательного микроклимата в группе
Цель этих игр: Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. Покажи, кого назову Ход ...
Стиль и результат
Связи стиля и результата сложны и многообразны. Результат зависит от индивидуальных особенностей субъектов, от адекватности индивидуального стиля, его соответствия индивидуальности человека и соответствия стиля условиям и задачам деятельности. Результат зависит от структурированности деятельности с ...