Золотая педагогика

Способность к обучению в школе

Страница 1

Диагностика исследования интеллектуальной готовности детей к школе проводилась с детьми старшей группы д/с 104 г. Твери. Детский сад № 104 Муниципальное образовательное учреждение, имеет 2 категорию развивающего типа.

Работает по программе «Радуга», 12 групп. Работа осуществляется по оздоровительному направлению. чем себя занять

Обследовались дети старшей группы в количестве 11 человек.

В группе работают специалисты: воспитатель – Клейн Т.С., Цветкова О.И. Воспитатели имеют 1 квалифицированную категорию. Время обследования 28.05.04г. – 29.05.04 г. время 10.00 часов Тест создан Г Вицлаком в 1972 г. Занесен в альманах психологических тестов в 1996 г.

Цель: Психодиагностика психологической готовности детей 5-7 лет к

обучению и уровня умственного развития ребенка.

Для тестирования использовался стимульный материал в виде картинок. Все задания давались с опорой на наглядный материал, кроме задания на заучивание стихотворения.

Тест состоял из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту Все результаты теста заносились в бланк регистрации. Тестирование проводилось индивидуально. Время затраченное на каждого ребенка 20-30 мин.

1 Задание «История в картинках»

Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь при этом ребенку не оказывается. После того как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории.

Оценки:

7 Баллов – Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех

картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло

из основного краткого содержания истории.

5 Баллов – Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках.

Существенное и второстепенное описано с одинаковым

вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ

истории.

3 Балла – Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую

связь только между двумя картинками. В резюме основное

внимание уделено второстепенным деталям.

0 Баллов – Ребенок не смог составить рассказ.

2 Задание «Знание цвета»

Перед ребенком кладут доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет.

Оценка:

За каждый правильно названный цвет начисляется - 1 балл.

3 Задание «заучивание четверостиший»

«Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом ее повторишь…»

Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения

Оценка:

8 Баллов – Правильное полное воспроизведение всех двух частей.

5 Баллов – Перестановка, пропуск и добавление слов в какой-нибудь части.

3 Балла – Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.

2 Балла – Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая

связь нарушена.

0 Баллов – Набор бессмысленных слов или полный отказ

4 Задание «Знание названий предметов»

Перед ребенком раскладывают 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

Оценка

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

5 Задание «Процесс счета»

Используются картинки из 4 задания. Ребенка спрашивают: «скажи теперь сколько здесь лежит предметов?». Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают «Ты можешь посчитать»

Оценки:

5 Баллов – счет без моторных компонентов

4 Балла – Беззвучное проговаривание (движение губ)

3 Балла – Проговаривание шепотом, возможно с киванием головы.

2 Балла – Указывание пальцем на предметы при счете без прикосновения к

ним

1 Балл – Прикосновение пальцем к предметам или передвижение их

0 Баллов – Отказ отвечать

6 Задание «Порядок счета»

Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: 1,2,3… Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.

Данный тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития, мышления, интеллектуальной подготовки детей к школе. Я хочу напомнить, что результаты психологической диагностики служат лишь для ознакомления с уровнем развития ребенка и не решают его судьбу. Результаты диагностики позволяют увидеть и понять на развитие каких качеств и сторон личности можно и нужно воздействовать при воспитании, обучении и общении с ребенком.

Итак существуют компоненты умственного и интеллектуального развития готовности ребенка к обучению. Сенситивным периодом для развития этих компонентов считается возраст 5-6 лет.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru