Диагностика исследования интеллектуальной готовности детей к школе проводилась с детьми старшей группы д/с 104 г. Твери. Детский сад № 104 Муниципальное образовательное учреждение, имеет 2 категорию развивающего типа.
Работает по программе «Радуга», 12 групп. Работа осуществляется по оздоровительному направлению. чем себя занять
Обследовались дети старшей группы в количестве 11 человек.
В группе работают специалисты: воспитатель – Клейн Т.С., Цветкова О.И. Воспитатели имеют 1 квалифицированную категорию. Время обследования 28.05.04г. – 29.05.04 г. время 10.00 часов Тест создан Г Вицлаком в 1972 г. Занесен в альманах психологических тестов в 1996 г.
Цель: Психодиагностика психологической готовности детей 5-7 лет к
обучению и уровня умственного развития ребенка.
Для тестирования использовался стимульный материал в виде картинок. Все задания давались с опорой на наглядный материал, кроме задания на заучивание стихотворения.
Тест состоял из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту Все результаты теста заносились в бланк регистрации. Тестирование проводилось индивидуально. Время затраченное на каждого ребенка 20-30 мин.
1 Задание «История в картинках»
Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь при этом ребенку не оказывается. После того как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории.
Оценки:
7 Баллов – Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех
картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло
из основного краткого содержания истории.
5 Баллов – Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках.
Существенное и второстепенное описано с одинаковым
вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ
истории.
3 Балла – Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую
связь только между двумя картинками. В резюме основное
внимание уделено второстепенным деталям.
0 Баллов – Ребенок не смог составить рассказ.
2 Задание «Знание цвета»
Перед ребенком кладут доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет.
Оценка:
За каждый правильно названный цвет начисляется - 1 балл.
3 Задание «заучивание четверостиший»
«Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом ее повторишь…»
Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения
Оценка:
8 Баллов – Правильное полное воспроизведение всех двух частей.
5 Баллов – Перестановка, пропуск и добавление слов в какой-нибудь части.
3 Балла – Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.
2 Балла – Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая
связь нарушена.
0 Баллов – Набор бессмысленных слов или полный отказ
4 Задание «Знание названий предметов»
Перед ребенком раскладывают 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.
Оценка
Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
5 Задание «Процесс счета»
Используются картинки из 4 задания. Ребенка спрашивают: «скажи теперь сколько здесь лежит предметов?». Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают «Ты можешь посчитать»
Оценки:
5 Баллов – счет без моторных компонентов
4 Балла – Беззвучное проговаривание (движение губ)
3 Балла – Проговаривание шепотом, возможно с киванием головы.
2 Балла – Указывание пальцем на предметы при счете без прикосновения к
ним
1 Балл – Прикосновение пальцем к предметам или передвижение их
0 Баллов – Отказ отвечать
6 Задание «Порядок счета»
Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: 1,2,3… Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.
Данный тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития, мышления, интеллектуальной подготовки детей к школе. Я хочу напомнить, что результаты психологической диагностики служат лишь для ознакомления с уровнем развития ребенка и не решают его судьбу. Результаты диагностики позволяют увидеть и понять на развитие каких качеств и сторон личности можно и нужно воздействовать при воспитании, обучении и общении с ребенком.
Итак существуют компоненты умственного и интеллектуального развития готовности ребенка к обучению. Сенситивным периодом для развития этих компонентов считается возраст 5-6 лет.
Образование, педагогика, воспитание:
История становления и развития музыки православной церкви на Украине и в России
Вопросам истории церковного пения в России и на Украине посвящён ряд работ, созданных в большинстве своём в XIX , начале ХХ веков. Это исследования Д. Аллеманова, В. Металлова, А. Преображенского, Д. Разумовского, Н. Финдейзена. Во второй половине ХХ века эта сфера музыкальной культуры рассматривал ...
Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения
Проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи и ситуации. Проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответа. То есть заранее готовый ответ здесь неприемлем. Проблемная задача – это учебно-познавательная задача, вызывающа ...
Задачи, содержание, принципы полового воспитания и факторы полоролевой
социализации детей среднего дошкольного возраста
Усвоение половой роли - это в первую очередь познание ее моральных требований, норм, правил поведения, осуществляющихся в процессе полового воспитания. Анализ исследований (А.А. Абраменковой, П.П. Блонского, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Т.А. Репиной, Л.И. Столярчук, А.Г. Хри ...