Известный советский психолог Л.С.Выгодский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждения тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенному роду внешним воздействиям.
Обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех – пяти лет. Это возраст особой восприимчивости к дошкольника к звуковой части речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте.
По мнению А.В.Запорожца, психологические новообразования возникающие на ранних возрастных ступенях ребенка, имеют абсолютное значение в его развитие, внося свой неповторимый вклад в формирование человеческой личности.
Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. В данном случае подготовка к обучению грамоте, направленная на формирование ориентировки в звуковой стороне речи.
Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет первый звук в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки. Основной задачей становится формирование способа интонационного звука в слове, т.е. подчеркнутого его произношения во время слитного проговаривания всего слова.
Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника.
Таким образом, впервые внимание детей переключается со смысловой стороны речи на звуковую.
Обучение в старшей группе д/с начинается с обучения звуковому анализу. Звуковой анализ – это определение порядка звуков, различение звуков по их качественному определению. Умение слушать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв. В процессе обучения звуковому анализу детям предлагается еще одна задача – определение словесного ударения и различение ударных и бузударных гласных звуков. Эта задача специально включена в работу, т.к. она дает возможность в будущем осуществить быстрый переход от чтения по слогам к чтению слитному, целыми словами. Чтобы закрепить и углубить знания звуковой стороны речи, детям предлагается разбирать пятизвуковые слова различной структуры.
У ребенка-дошкольника игра – его ведущая деятельность. Поэтому в обучении используются дидактические игровые ситуации и приемы. С помощью развлекательных моментов можно поддержать стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умения. Дидактические игры проводятся при повторении и закреплении пройденного материала. Они направлены на увеличение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи.
В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать в ней твердые и мягкие согласные, определять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звукам, звуковым моделям, находить сходство и различие и т.д. Подготовленные дети успешно занимаются в 1 классе.
Образование, педагогика, воспитание:
Анализ методов, подходов, приемов, средства для развития изобретательских
способностей
Развитие изобретательских способностей студентов – деятельность, основанная на использовании комплекса способов и средств, обеспечивающих выявление и развитие творческих способностей студентов инженерных специальностей. Эти способы и средства следует рассматривать как дополнение к существующей сист ...
Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Понимание ребенком речи окружающих развивается по законам образования условных рефлексов. На исходе первого года в результате многократного одновременного слышанья ребенком определенного звукосочетания и зрительного восприятия определенного предмета между этими возбуждениями (слуховым и зрительным) ...
Особенности методики организации занятий по обучению спортивным играм
Согласно примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство", которая полностью соответствует Федеральным государственным требованиям, образовательной области "Физическая культура" для детей старшего дошкольного возраста предусмотрены спортивные уп ...