Золотая педагогика

Методические аспекты изучения персоналий в школьном курсе истории

Другое о педагогике » Изучение исторических персоналий на уроках истории в 8 классе » Методические аспекты изучения персоналий в школьном курсе истории

Страница 5

При подборе и изучении личностей необходимо учитывать «женский фактор», как в истории, так и в аудитории. Замечено, что ученицам интереснее читать и говорить о княгине Ольге, преданно любившей мужа князя Игоря, о княжне Анне, дочери всесильного канцлера Ордин-Нащокина, не пожелавшей выйти замуж за нелюбимого человека, чем потрясла воображение современников, о Надежде Дуровой, прославившейся как кавалерист-девица в Отечественной войне 1812 г., о княгине Вере Оболенской, дочери русского эмигранта и т.д.

Без знания личностей знание истории не может быть полным. Существование установки «Дело в классах, а не в лицах» (ленинская) и «Апофеоз лиц. А где же марксизм?» (сталинская) давно перестали быть бесспорными.

Причин изучения личностей несколько.

Первая. Большинство личностей выражали интересы определённых групп людей, сословий, классов, партий. Чьи интересы, почему именно этих групп людей, в чём и как это проявлялось – вот что не всегда попадает в поле внимания учащихся. А без этого и история неполноценна и личности входят в неё будто только из-за имени, а не деятельности. Поэтому учитель должен избегать общепринятых штампов: простое перечисление ряда деятелей с добавлением «и др.».

Вторая. Многие личности не оставались приверженцами одной идеи, одного общественно-политического строя, одного Отечества. А. Курбский был и с Россией, и против неё, генерал Власов воевал против А.Гитлера, затем – против своего народа. Б.Ельцин до 60-летнего возраста занимал самые высокие посты в КПСС, а затем распустил партию и стал ярым антикоммунистом, стер с лица земли Ипатьевский дом, в котором была расстреляна семья Николая 11, а затем присутствовал на захоронении останков членов этой семьи. Учащиеся же, однажды услышав оценку личности, ознакомившись с её идейной платформой, в последующем используют эти материалы, независимо от времени и деятельности, однозначно, что и приводит их к ошибочным выводам.

Третья. В России с древних пор принято давать первым по статусу лицам клички, метафорические сравнения; учебники же не помогают разобраться в них: Владимир красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Пётр 1 Великий, Александр 1 – Спаситель Отечества, Александр 11 – Освободитель, Николай 11 – Кровавый и т.д. Каждая из приставок к имени несёт в себе содержательную нагрузку. Какую? Учащиеся об этом не знают.

Четвёртая. Исторические личности, особенно выдающиеся, в зависимости от времени и лиц, их оценивающих, «преображаются» до неузнаваемости. Например, царь Борис Годунов. Одни в нём видели талантливого государственного деятеля. Другие считали Годунова узурпатором на троне.

Такой же стиль в оценках личностей выдерживают современные историки.

В таком разночтении путаются не только учащиеся и студенты. В настоящее время Институт российской истории РАН также активно занимается переоценкой роли и значения ряда самих историков.

Пятая. В истории много выдающихся и известных деятелей, носящих одинаковые фамилии. Это Несторы, Сильвестры, Барятинские, Волконские, Голицыны, Орловы и т.д. Естественно, отсюда неразбериха и без того в хрупких знаниях учащихся.

Шестая. Многие учащиеся часто обретают кумиров без какого-либо учительского воздействия. В результате, как показали опросы учащихся 9-11 классов, многие из них готовы брать пример с Андропова, Бендеры, Гагарина, Лужкова, Бисмарка, Березовского, Чапаева. Нетрудно представить, кто может вырасти на идеалах Гитлера, Распутина или Казановы, не вмешайся учитель в процесс формирования у учащихся отношения к этим и другим историческим личностям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование, педагогика, воспитание:

Анализ программ и учебников по русскому языку для 1 - 4 классов
В настоящее время в школах осуществляется обучение русскому языку по вариативным авторским программам. Нами были проанализированы учебно-методические комплексы по русскому языку для начальных классов авторов Т.Г. Рамзаевой, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой. Пр ...

Методические требования к художественным текстам для домашнего чтения на старшей стадии обучения учащихся иностранному языку
Для успешной организации процесса обучения самостоятельному чтению представляется важным рассмотреть требования к текстам. Основу типологической общности текстового материала для домашнего чтения на средней стадии обучения иностранному языку, на наш взгляд должны составлять требования к: 1) жанру, ...

Учебные тренинговые игры на уроках истории России и исторического краеведения
Сегодня практически любой учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы построения уроков. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества пре ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru