Седьмая. История именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» её сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.
Приёмы изучения личностей.
При изучении личности главное – всесторонняя оценка её жизни и деятельности. Не должно быть только восхваления или уничижения кого бы то ни было. В.О. Ключевский, говоря, к примеру, о роли и месте личностей в освобождении Москвы от поляков в 1612 году, призывал «не безумствовать перед великими фигурами Минина и Пожарского, не понимая их смысла и значения».
Работа с личностями станет плодотворной, если будет носить оптимально организованные и методически разнообразные варианты деятельности обучаемых.
Вариант 1. Изучение личностей по пятиэтапному алгоритму. Следование ему позволяет оценить их самые разноплановые стороны жизни и деятельности:
1) Запоминание фамилии, имени личности;
2) Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности;
3) Усвоение идейно-теоретических платформ изучаемой личности;
4) Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе данная личность выражала;
5) Изучение оценок личности её современниками и современными историками.
Отдельные блоки данного алгоритма могут исключаться из исследовательской цепи, в зависимости от наличия (отсутствия) того или иного аспекта в жизни и деятельности личности.
Вариант 2. Учитель, не называя имени личности, пробуждает к ней простой человеческий интерес. Затем тут же на уроке либо от занятия к занятию напоминает о ней всё новыми и новыми оценками и данными. Наступает время, когда информации накапливается столько, что учащиеся узнают, о ком идёт речь.
Вариант 3. Сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например руководителей государств, главных реформаторов, полководцев и т.д.
Вариант 4. Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества или для себя обстоятельствах.
Вариант 5. Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь то примеры из службы, повседневной жизни, увлечений и т.д.
Вариант 6. Определение качества личностей по умению предвидеть будущее.
Вариант 7. Изучение личностей посредством постепенного накопления знаний. Суть данного варианта заключается в следующем. Учитель называет представленную к изучению личность. Учащиеся сами, изучая материал, постепенно накапливают соответствующую информацию до уровня необходимых знаний о ней.
Ещё в 30-40-е гг. ХХ в. методисты рекомендовали для активизации познавательной деятельности учащихся вводить в содержание урока элемент игры, помогающий составить портретное описание. Учитель приводит факты биографического характера из жизни какого-либо исторического деятеля, не называя его имени, времени и места действия, даты событий. Учащиеся самостоятельно должны указать все недостающие детали.
Игровое обучение многие исследователи считают дидактической системой будущего. Дидактическая игра – это педагогически направленная творческая деятельность, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающее воздействие оказывает дидактический материал, игровые действия направляют активность учащихся в определённое русло учебного процесса, а игровые приёмы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе. Проведение игр должно входить в тематическое планирование уроков, а содержание – специально продумываться, прежде всего, для формирования познавательных умений и базовых знаний. Перед учениками не ставятся учебные задачи. Они овладевают новыми знаниями и отрабатывают умения опосредованно, непроизвольно, в ходе самой игры. Игра – это всегда импровизация.
Образование, педагогика, воспитание:
Изучение уровня речевой готовности к школе
Действующий принцип дифференцированного обучения слабослышащих детей в зависимости от уровня речевого развития требует выдвижения данного критерия как основного при диагностики готовности к школьному обучению. Анализ речевого развития глухих и слабослышащих детей предпологает выяснения объема слова ...
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями, обучающихся в специальной
образовательной школе – интернат VIII вида
В словаре по социальной педагогике Л.В. Мардахаева, выделено понятие лицо с ограниченными возможностями – это лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. В учебнике Н.М. Н ...
Подготовка и проведение учебно-воспитательного занятия с
применением видеометода
При подготовке к уроку или внеклассному мероприятию, на котором будут применяться технические средства обучения необходимо, прежде всего, ознакомиться с 1) санитарно-гигиеническими требованиями к организации учебно-воспитательного процесса с использованием в нём электронной техники, и 2) действующе ...