Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Как правило, содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события и, в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. В приложении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.
При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами:
принимают активное, живое участие в жизни группы;
проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу;
высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Цель, которую ставит воспитатель, заключается в том, чтобы обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков).
Воспитатели, как правило, осуществляют мониторинг, используя в своей работе следующие методы изучения результативности:
наблюдение за детьми;
анкетирование родителей;
беседы;
способы фиксации данных обследования;
протоколы наблюдений;
способы обработки результатов;
обобщение результатов в таблицы.
Периодичность проведения такого мониторинга: 2 раза в год (начало и конец года).
Формируя у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки, важно научить их самостоятельно одеваться и раздеваться, есть, умываться. Дети, приученные к чрезмерной опеке, доставляют педагогу немало хлопот. Однако если воспитатель терпеливо добивается поставленной цели, помогает ребенку тогда, когда он не в состоянии справиться сам, то удается на протяжении двух месяцев добиться значительных результатов.
Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой обязательно моют руки, надевают нагрудничек и т.д. Воспитатель предоставляет ребеночку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа небольшими группами детей (3-4 ребенка).
Для того чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Воспитатель учит детей совершать действия в определенной последовательности. Взрослый показывает одному-двум детям, как это делается: «Посмотрите, дети, как я умываюсь, чисто и аккуратно», говорит воспитатель, сопровождая каждое свое действие пояснением.
Образование, педагогика, воспитание:
Цели и задачи профильного обучения
В наше время одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России остаётся переход к старшей профильной школе. Необходимость перехода старшей ступени на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ...
Понятие о технологии конструирования
педагогического процесса
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельнос ...
Основные функции и признаки проблемного обучения
Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М. И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные. Общие функции проблемного обучения: · усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; · развитие интеллекта ...