Золотая педагогика

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Другое о педагогике » Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста » Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Страница 7

Огромное терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать ее развитию. Решающее значение имеют игровые примеры, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.Например, педагог может внести в группу большую куклу и сказать, что кукла Катя приехала к малышам в гости на поезде и будет теперь жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и.т.д. Затем дети учат куклу навыкам самообслуживания, а та (озвучивает воспитатель) дает оценку их действиям.

Эффективным приемом может стать положительный пример сверстников. «Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!»,- говорит педагог. Большое место занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных песенок, потешек, пословиц, поговорок. Например: « Буль – буль – буль-журчит водица. Все ребята любят мыться»,- приговаривает воспитатель, показывая малышам приемы умывания. Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Так, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть, рассмотреть и говорит: « Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте попробуем!»

Весьма действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и.т.п. Сюжеты воспитатель может придумать сам. («Как Хрюша умывается», «Зайка в гостях у Мишки» и.т.д.). Воспитателю необходимо помнит, что, если не обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие(как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф сменную обувь, закрыл дверцу шкафа), у него не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки ( небрежность, неряшливость и др.).

Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброжелательному отношению друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.

По мере овладения детьми навыками одевания и раздевания воспитатель постепенно переходит от непосредственной помощи им к напоминанию действий. Главное, воспитатель постоянно отмечает успехи детей: «Коля сегодня оделся первый, и посмотрите, как аккуратно». Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить) и в кукольный театр. Содержание таких игр воспитатели могут придумывать сами, используя факты из жизни детей группы. Дети смотрят, что делают куклы, звери, вспоминают, как они сами это выполняют; « Я сама умею одеваться», «А я правильно умываюсь, не лью воду на пол» и.т.д.

Наблюдая, как другие выполняют ту или иную работу по самообслуживанию, воспитатель задает вопросы, побуждающие детей обращать внимание на способ реализации трудовой задачи. Например, показ настольного кукольного театра «Игрушки куклы Тани» (содержание его просто: у Тани много игрушек: кубики, посуда, животные. Она их бережет, после игры убирает на место.) Воспитатель закончил вопросами (от лица куклы): « Есть ли у вас, дети, игрушки? Убираете ли вы их после игры, как это делаете?». В заключение воспитатель обобщает ответы детей – беречь игрушки, самим наводить порядок.

Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по культурно - гигиеническим навыкам и в то же время обеспечивает быстроту формировании прочного навыка. Последнее достигается также благодаря многократному повторению одних и тех же действий в определенной последовательности. Не нужно бояться еще и еще раз показать и объяснить детям, что и как делать. Дело в том, что культурно - гигиенические навыки, образуются не сразу. Для того, чтобы дети научились хорошо и правильно умываться, одеваться, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно их упражнять в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Некоторым детям нужно меньше времени, чтобы научиться тому или иному умению, другим - больше.

По мере формирования навыков воспитатель постепенно переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: «Я сейчас посмотрю, кто правильно повесил одежду в шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила»; «Вспомните, как нужно убирать в ящик строительный материал». Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить, какой способ выполнения нужно применить, какие действия в него входят, какова их последовательность.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Состояние произношение учащихся с нарушенным слухом
С одно стороны, подходя к характеристике произношения, необходимо, прежде всего, выяснить, насколько оно обеспечивает понимание устной речи учащихся окружающими. С другой стороны, следует, по-видимому, выяснить в какой мере произношение учащихся способно обеспечить им кинестетическую базу мышления. ...

Трудности социальной адаптации одаренного ребенка
Многочисленные исследования показывают преимущества одаренных детей в когнитивной сфере, они свидетельствуют также о том, что дети с необычайно высоким интеллектуальным коэффициентом сочетают в себе черты социальной привлекательности, физического и психологического здоровья, эффективного лидерства ...

Основные функции и признаки проблемного обучения
Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М. И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные. Общие функции проблемного обучения: · усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; · развитие интеллекта ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru