Золотая педагогика

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Другое о педагогике » Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Необходимым условием экономического и социального развития страны является высокий уровень здоровья нации. Основным принципом государственной политики Российской Федерации в области образования является приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Состояние полного физического, психического и социального благополучия ребенка – одна из важнейших предпосылок его успешного воспитания, обучения и адаптации в условиях современного общества.

В целях модернизации системы дошкольного образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», разработаны ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Забота об охране здоровья детей - один из важнейших мотивов реформирования системы образования. Актуальность проблемы исходит из социального заказа общества на физически развитого, владеющего основными культурно-гигиеническими навыками выпускника дошкольного образовательного учреждения.

В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения впервые выделяют образовательную область «Здоровье». Содержание данной области направлено на достижение целей охраны здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет, согласно возрасту, гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

В сложившейся ситуации воспитание детей в области здоровья приобретает значение важной педагогической, социальной и медицинской проблемы. Начальным этапом в претворении в жизнь педагогического комплекса мер профилактики и снижения заболеваемости ребенка является формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков. Основной целью такого воспитания должно являться формирование не только культурно-гигиенических навыков, но и формирование ценностных ориентаций, обеспечивающих сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.

Проблема гигиенического воспитания дошкольников с позиций ценностного подхода затрагивается в работах Т.А.Берсеневой, В.Г.Воронцовой, В.В.Колбанова, Л.Г.Татарниковой.

Формирование универсальных учебных действий позитивного гигиенического поведения, а также ценностных ориентаций в отношении здоровья может осуществляться только в деятельности. Подход к процессу рассматривали П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина.

При осуществлении педагогического воздействия на ребенка, педагогу следует учитывать личностные особенности субъектов образовательного процесса, способствовать их проявлению и развитию. В педагогике проблему личностно-ориентированного подхода исследовали Ю.К. Бабанский, Я. Корчак, Л.Г.Татарникова.

Для достижения положительного результата в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста большую помощь оказывает совместная, согласованная работа детского сада и семьи, которая позволяет в семейных условиях продолжить обучение и закрепить полученные в детском саду знания, умения и навыки позитивного гигиенического поведения.

Сегодня дошкольное образование рассматривается как необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования. Одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в РФ - достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста.

К.Д.Ушинский подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются не только анатомические показатели, но и особенности физических процессов, качественные изменения роста, развитие психики, эмоционально-волевой и практической сфер зрелости. Общество нуждается в формировании личности, осознающей ценность здоровья. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Современное дошкольное образование отличает вариативность программ и методов воспитания. Гигиеническое обучение и воспитание ребенка являются основой укрепления, а также охраной его здоровья. Оно включает такие категории, как гигиенические навыки, культурное поведение и самообслуживание. Культурно-гигиенические навыки формируются в дошкольном возрасте. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Это, безусловно, зависит от ряда факторов: условий, начала работы по формированию культурно-гигиенических навыков, эмоционального отношения ребенка к выполнению действий, систематичности упражнений и т.п.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению ребенка в быту и общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а культурно-гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Младший дошкольный возраст - от двух до четырех - важный период в развитии детей. По периодизации детства - это собственно младенчество и раннее детство. Это один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов. На данном возрастном этапе у младших дошкольников активно формируются первые навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте лягут в основу их дальнейшего развития. Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование навыков бытовой деятельности, позволяющих им успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Став самостоятельным, ребенок уже сможет сам себя обслуживать: умываться, одеваться, раздеваться, есть, аккуратно складывать одежду, причесываться, а также поддерживать порядок: убирать игрушки, книги, одежду, не прибегая к помощи взрослого.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

В каждый период возрастного становления ребенку важно достигнуть необходимый для этого периода полноты развития, психофизиологической зрелости, которая не всегда совпадает с возрастными рамками и требованиями. Наиболее важным и значительным для развития потребностей является данный возраст. Главным объектом педагогического внимания здесь является область образования привычек, эмоционального реагирования.

В 70-80-х гг. XX столетия проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста занимались современные авторы Ю.А.Афонькина, Л.С.Выготский, А.Р.Малер, Л.Ю.Павлова, С.В.Петерина, Г.А.Урунтаева и другие. Среди зарубежных авторов можно выделить Л.Нюканен, У.Кристен, Х.Рюкле. В психолого-педагогических трудах отражены закономерности гигиенического развития детей, даны методические рекомендации по организации условий для их формирования педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Актуальность работы связана с необходимостью разработки для ДОУ методического обеспечения по формированию здорового образа жизни, организации здоровьесберегающей среды, взаимодействию с семьями.

На сегодняшний день мы наблюдаем недостаточную разработанность педагогических условий для деятельности в ДОУ по формированию здорового образа жизни.

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Сегодня перед ДОУ стоит проблема организации и выявления особенностей формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников в современных условиях.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить, что существует значительное количество работ по оздоровительному образованию, но комплексные исследования, посвященные организации и формированию культурно-гигиенических навыков еще не проводились. Практически не изучен вопрос об оценке результативности культурно-гигиенического воспитания дошкольников, вопрос о влиянии его на формирование навыков положительного гигиенического поведения и профилактику заболеваний у детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, рост заболеваемости у младших дошкольников, недостаточная разработанность комплексных программ по формированию культурно-гигиенических навыков, позволили выявить проблему по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Методологической основой и теоретической базой исследования являются философская концепция о ведущей роли деятельности как источника развития личности, концепция гуманистического и личностно-ориентированного образования, теория ценностей и ценностных ориентаций.

Объектом исследования: является процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: условия формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Цель: выявить особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

Организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.

Использования специально подобранных средств и методов работы с детьми с учетом современных особенностей формирования культурно- гигиенических навыков.

Преемственности организационных подходов в детском саду и семье.

Задачи исследования:

На основе изучения психолого-педагогической литературы, обобщить теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

Изучить уровни развития культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников;

Разработать рекомендации по данной проблеме, обосновать содержание и формы работы с детьми и родителями по формированию культурно-гигиенических навыков;

Опытным путем доказать эффективность проведенной работы.

Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта);

эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с детьми и родителями, анализ документации, эксперимент);

методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования);

статистические методы (метод перевода сырых балов в процентную шкалу, ранжирование).

Нормативно-правовую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный стандарт ДО.

Теоретическая значимость: систематизированы теоретические представления об особенностях развития детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков, эти сведения уточняют научные представления об условиях их обучения и воспитания; расширены, имеющиеся теоретические сведения о возможных методах, формах и приемах формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость: разработано методическое обеспечение педагогического сопровождения формирования культурно-гигиенических навыков, диагностические карты мониторинга формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Определена возможность реализации в условиях образовательного процесса педагогического сопровождения формирования основ культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Предложено использование методического сопровождения формирования культурно-гигиенических навыков в практику работы ДОУ.

База исследования: опытная работа осуществлялась в детском центре «Волшебный фонарик» г. Москвы в период с 1 июля 2013 года по 15 ноября 2013 года.

На первом этапе нашего исследования (январь – июнь 2013гг.) мы изучали психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, обосновали проблему, определили предмет, цель и задачи исследования. Нами была сформулирована рабочая гипотеза, разработан план исследования.

На втором этапе (июль - октябрь 2013гг) экспериментального исследования, мы изучили уровень культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, разработали методические рекомендации формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

На третьем этапе (ноябрь - декабрь 2013гг) нами была оценена эффективность методических рекомендаций на основе количественного и качественного анализа результатов данного исследования, сформулированы выводы и методические рекомендации.

В исследовании приняло участие 10 детей младшей группы, 10 родителей.

Образование, педагогика, воспитание:

Инновационные процессы в России в конце 20 – начале 21 вв
Современные инновационные процессы в российском образовании обусловлены противоречиями, обострившимися на рубеже 70–80-х годов ХХ в., когда в отечественной школе с очевидностью стали проявляться признаки кризиса и застоя. Эти признаки обнаруживались в спаде интересов школьников к учебе, в упадке шк ...

Роль семьи в полоролевой социализации дошкольников
До сих пор ученые полемизируют: какое понятие шире - полоролевое или половое воспитание. Одни считают полоролевое воспитание составной частью полового, другие убеждены в том, что оно (полоролевое) - более широкая область воспитания по сравнению с сексуальным. Но те и другие едины во мнении: психосе ...

Примеры игр со шнурками
Использование игры-шнуровки, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое ...

Навигация по сайту

© 2018 Copyright www.ecsir.ru