Золотая педагогика

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Другое о педагогике » Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Необходимым условием экономического и социального развития страны является высокий уровень здоровья нации. Основным принципом государственной политики Российской Федерации в области образования является приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Состояние полного физического, психического и социального благополучия ребенка – одна из важнейших предпосылок его успешного воспитания, обучения и адаптации в условиях современного общества.

В целях модернизации системы дошкольного образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», разработаны ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Забота об охране здоровья детей - один из важнейших мотивов реформирования системы образования. Актуальность проблемы исходит из социального заказа общества на физически развитого, владеющего основными культурно-гигиеническими навыками выпускника дошкольного образовательного учреждения.

В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения впервые выделяют образовательную область «Здоровье». Содержание данной области направлено на достижение целей охраны здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет, согласно возрасту, гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

В сложившейся ситуации воспитание детей в области здоровья приобретает значение важной педагогической, социальной и медицинской проблемы. Начальным этапом в претворении в жизнь педагогического комплекса мер профилактики и снижения заболеваемости ребенка является формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков. Основной целью такого воспитания должно являться формирование не только культурно-гигиенических навыков, но и формирование ценностных ориентаций, обеспечивающих сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.

Проблема гигиенического воспитания дошкольников с позиций ценностного подхода затрагивается в работах Т.А.Берсеневой, В.Г.Воронцовой, В.В.Колбанова, Л.Г.Татарниковой.

Формирование универсальных учебных действий позитивного гигиенического поведения, а также ценностных ориентаций в отношении здоровья может осуществляться только в деятельности. Подход к процессу рассматривали П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина.

При осуществлении педагогического воздействия на ребенка, педагогу следует учитывать личностные особенности субъектов образовательного процесса, способствовать их проявлению и развитию. В педагогике проблему личностно-ориентированного подхода исследовали Ю.К. Бабанский, Я. Корчак, Л.Г.Татарникова.

Для достижения положительного результата в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста большую помощь оказывает совместная, согласованная работа детского сада и семьи, которая позволяет в семейных условиях продолжить обучение и закрепить полученные в детском саду знания, умения и навыки позитивного гигиенического поведения.

Сегодня дошкольное образование рассматривается как необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования. Одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в РФ - достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста.

К.Д.Ушинский подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются не только анатомические показатели, но и особенности физических процессов, качественные изменения роста, развитие психики, эмоционально-волевой и практической сфер зрелости. Общество нуждается в формировании личности, осознающей ценность здоровья. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Современное дошкольное образование отличает вариативность программ и методов воспитания. Гигиеническое обучение и воспитание ребенка являются основой укрепления, а также охраной его здоровья. Оно включает такие категории, как гигиенические навыки, культурное поведение и самообслуживание. Культурно-гигиенические навыки формируются в дошкольном возрасте. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Это, безусловно, зависит от ряда факторов: условий, начала работы по формированию культурно-гигиенических навыков, эмоционального отношения ребенка к выполнению действий, систематичности упражнений и т.п.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению ребенка в быту и общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а культурно-гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Младший дошкольный возраст - от двух до четырех - важный период в развитии детей. По периодизации детства - это собственно младенчество и раннее детство. Это один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов. На данном возрастном этапе у младших дошкольников активно формируются первые навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте лягут в основу их дальнейшего развития. Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование навыков бытовой деятельности, позволяющих им успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Став самостоятельным, ребенок уже сможет сам себя обслуживать: умываться, одеваться, раздеваться, есть, аккуратно складывать одежду, причесываться, а также поддерживать порядок: убирать игрушки, книги, одежду, не прибегая к помощи взрослого.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

В каждый период возрастного становления ребенку важно достигнуть необходимый для этого периода полноты развития, психофизиологической зрелости, которая не всегда совпадает с возрастными рамками и требованиями. Наиболее важным и значительным для развития потребностей является данный возраст. Главным объектом педагогического внимания здесь является область образования привычек, эмоционального реагирования.

В 70-80-х гг. XX столетия проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста занимались современные авторы Ю.А.Афонькина, Л.С.Выготский, А.Р.Малер, Л.Ю.Павлова, С.В.Петерина, Г.А.Урунтаева и другие. Среди зарубежных авторов можно выделить Л.Нюканен, У.Кристен, Х.Рюкле. В психолого-педагогических трудах отражены закономерности гигиенического развития детей, даны методические рекомендации по организации условий для их формирования педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Актуальность работы связана с необходимостью разработки для ДОУ методического обеспечения по формированию здорового образа жизни, организации здоровьесберегающей среды, взаимодействию с семьями.

На сегодняшний день мы наблюдаем недостаточную разработанность педагогических условий для деятельности в ДОУ по формированию здорового образа жизни.

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Сегодня перед ДОУ стоит проблема организации и выявления особенностей формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников в современных условиях.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить, что существует значительное количество работ по оздоровительному образованию, но комплексные исследования, посвященные организации и формированию культурно-гигиенических навыков еще не проводились. Практически не изучен вопрос об оценке результативности культурно-гигиенического воспитания дошкольников, вопрос о влиянии его на формирование навыков положительного гигиенического поведения и профилактику заболеваний у детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, рост заболеваемости у младших дошкольников, недостаточная разработанность комплексных программ по формированию культурно-гигиенических навыков, позволили выявить проблему по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Методологической основой и теоретической базой исследования являются философская концепция о ведущей роли деятельности как источника развития личности, концепция гуманистического и личностно-ориентированного образования, теория ценностей и ценностных ориентаций.

Объектом исследования: является процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: условия формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Цель: выявить особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

Организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.

Использования специально подобранных средств и методов работы с детьми с учетом современных особенностей формирования культурно- гигиенических навыков.

Преемственности организационных подходов в детском саду и семье.

Задачи исследования:

На основе изучения психолого-педагогической литературы, обобщить теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

Изучить уровни развития культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников;

Разработать рекомендации по данной проблеме, обосновать содержание и формы работы с детьми и родителями по формированию культурно-гигиенических навыков;

Опытным путем доказать эффективность проведенной работы.

Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта);

эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с детьми и родителями, анализ документации, эксперимент);

методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования);

статистические методы (метод перевода сырых балов в процентную шкалу, ранжирование).

Нормативно-правовую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный стандарт ДО.

Теоретическая значимость: систематизированы теоретические представления об особенностях развития детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков, эти сведения уточняют научные представления об условиях их обучения и воспитания; расширены, имеющиеся теоретические сведения о возможных методах, формах и приемах формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость: разработано методическое обеспечение педагогического сопровождения формирования культурно-гигиенических навыков, диагностические карты мониторинга формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Определена возможность реализации в условиях образовательного процесса педагогического сопровождения формирования основ культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Предложено использование методического сопровождения формирования культурно-гигиенических навыков в практику работы ДОУ.

База исследования: опытная работа осуществлялась в детском центре «Волшебный фонарик» г. Москвы в период с 1 июля 2013 года по 15 ноября 2013 года.

На первом этапе нашего исследования (январь – июнь 2013гг.) мы изучали психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, обосновали проблему, определили предмет, цель и задачи исследования. Нами была сформулирована рабочая гипотеза, разработан план исследования.

На втором этапе (июль - октябрь 2013гг) экспериментального исследования, мы изучили уровень культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, разработали методические рекомендации формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

На третьем этапе (ноябрь - декабрь 2013гг) нами была оценена эффективность методических рекомендаций на основе количественного и качественного анализа результатов данного исследования, сформулированы выводы и методические рекомендации.

В исследовании приняло участие 10 детей младшей группы, 10 родителей.

Образование, педагогика, воспитание:

Индивидуальные особенности двигательной активности
Раскрывая закономерности двигательного поведения детей, нельзя не остановиться (хотя бы кратко) на индивидуальных особенностях проявления суточной двигательной активности. Доказано, что на формирование индивидуальных особенностей (способностей, характера, формы поведения, в том числе двигательного) ...

Техническое оснащение в современной школе
Доска в образовании не просто инструмент для демонстрации, но и обучения, она породила специальную систему коммуникации, прямую и обратную связь - один учитель может работать с несколькими учениками. Доска это особое - познавательное - окно в мир. Но со временем он стал привычен и должен был преобр ...

Основные характеристики младшего школьного возраста
Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, пр ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru