Исследовательская работа проводится в виде эксперимента с детьми младшей группы детского центра « Волшебный фонарик», г. Москвы, в течение июня по декабрь 2013 года. В работе принимали участие 10 детей в возрасте 3-4 лет. Нами были определены задачи экспериментальной части исследования:
Изучить условия воспитания культурно – гигиенических навыков у детей младшей группы;
Определить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы;
3. Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста;
4. Определить эффективность разработанных мероприятий.
Изучение уровня развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшей группы ДОУ
На этапе констатирующего эксперимента педагогическое наблюдение проводилось на занятиях и в свободной деятельности в младшей группе детского сада.
Цель: изучить особенности проявления интереса и уровни усвоения культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, а также проанализировать особенности педагогического процесса, его влияние на развитие интереса к этим навыкам у детей.
Для организации и проведения эксперимента нами были определены этапы работы (таблица1).
Таблица 1 – Этапы проведения эксперимента [составлено автором]
Сроки |
Этап |
Цель |
Июнь-август |
констатирующий |
Определение уровня культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы (на момент поступления в ДОУ); составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы |
Август-ноябрь |
формирующий |
Разработать программу мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков и вести работу с детьми по данной программе. |
Ноябрь-декабрь |
контрольный |
Проверка эффективности разработанной программы по формированию культурно-гигиенических навыков. |
Для организации констатирующего эксперимента, нами была разработана анкета для родителей детей младшего дошкольного возраста, выявляющая компетентность родителей в вопросах культурно-гигиенических навыков. В анкетировании принимали участие 10 родителей детей младшего дошкольного возраста. (рисунок 1)
На вопрос: «Считаете ли вы себя достаточно компетентными в вопросах культурно-гигиенического воспитания?» 30% (3 чел.) родителей ответили, что не нуждаются в психолого-педагогическом просвещении. Это позволяет сделать вывод, что эти родители достаточно компетентны в вопросах воспитания.
Большее количество родителей 50% (5 чел.) возлагает ответственность на воспитателей детского центра.
Требуются консультации педагогов детского центра по культурно-гигиеническому воспитанию 20% (2 чел.) опрошенных.
Рисунок 1 - Анкета для родителей [составлена автором]
На основании проведенного анкетирования, мы пришли к выводу, что родители все таки не стараются приобщать и приучать детей к культурно-гигиеническим навыкам. Это связано с условиями формирования культурно-гигиенических навыков. К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относится рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой мы понимаем наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточно количество раковин, необходимого размера; на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем – картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Образование, педагогика, воспитание:
Общие вопросы методики руководства речевым развитием школьников на уроках
русского языка
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. Изучая язык как систему и овладевая ли ...
Примеры игр со шнурками
Использование игры-шнуровки, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое ...
Современные подходы к организации наглядного метода
обучения
Проблема использования наглядности на уроках истории является «вечной». Всплеск интереса к этой теме в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Н.И. Аппарович, Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, Д.Н. Никифоров и ...