Е.И. Несис является крупным физиком второй половины XX века. Это человек большой энергии, который даже в преклонном возрасте продолжает активно трудиться. Он является членом межрегионального Ученого совета по защите докторских диссертаций при Кабардино-Балкарском университете и других специализированных советов, руководит аспирантами, консультирует докторантов и, конечно же, остается верным своим научным интересам. У него за плечами огромный жизненный опыт, его педагогическая культура может послужить для начинающих преподавателей примером, достойным подражания. Ефим Израилевич Несис является авторитетом для своих коллег, студентов и аспирантов. Одним из ведущих специалистов- математиков на Ставрополье являлась Вера Ивановна Меньшикова.
Меньшикова Вера Ивановна родилась 07.09.22 г. в с. Сосновка Тамбовской области. В детстве В.И. Меньшикова мечтала стать врачом, но судьба распорядилась иначе - быть математиком. В 1949 году она окончила физико-математический факультет Ставропольского госпединститута. Научной деятельностью начала заниматься в 1959 году по совету академика, Героя социалистического Труда Пелагеи Яковлевны Кочиной. В 1961 г. защитила кандидатскую диссертацию, а в 1976 г. - докторскую диссертацию на тему: «Динамические продольные силы и перемещения рельсов железнодорожного пути (угон пути)».
В диссертационной работе разработан новый раздел теории поверхностного строения пути: продольная динамика железнодорожного пути. Основу теории составили впервые сформулированные общие уравнения продольной динамики рельса и их интерпретация в динамических силах и моментах, действующих на элемент рельса. При этом рассматривались две модели железнодорожного пути: модель в виде рельса, лежащего на сплошном упругом основании и модель в виде рельса, лежащего на отдельных упругих опорах.
Верой Ивановной были получены нелинейные уравнения в частных производных и, исходя из физических условий, сформулированы краевые условия. Для их решения она разработала алгоритмы с применением метода конечных разностей для составления программ расчетов на ЭЦВМ на языке «Алгол-60» и в кодах машины БЭСМ - 4.
Все составленные алгоритмы и программы прошли не только практическую проверку расчетами, но с их помощью было выполнено большое число многовариантных расчетов для движения одного колеса или системы колес, по рельсам различных типов (Р43, Р50, Р65, Р75), при различных балластах (щебень, песок), различной продольной жесткости пути, при различных осевых нагрузках и скоростях движения вагонов. Было установлено, что угон является волновым процессом с распространением продольных волн деформаций вдоль рельсов.
Это решение позволило наблюдать продольные динамические процессы в пути, рассчитывать угон рельсов и определять угон шпал. Разработанная теория позволила решить труднейший вопрос о выборе параметров пространственной жесткости рельсовых скреплений, которые не только предупреждали угон рельсов и шпал, но сводили к минимуму вибрации шпал, вызывающие общие расстройства пути и особенно его посадки. Работа Меньшиковой позволила проанализировать влияние различных конструктивных факторов пути и подвижного состава на динамические продольные процессы, протекающие в железнодорожном пути.
Разработки были использованы в совместных исследованиях ЦНИИ МПС и Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта для составления рекомендаций по схемам закрепления пути от угона на участках Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в условиях погонных и осевых нагрузок, интенсивного торможения поездов на спусках - 18 %.
Теоретические исследования доктора технических наук, профессора В. И. Меньшиковой легли в основу рекомендаций по усилению главных участков Байкало-Амурской магистрали, что дало экономический эффект при эксплуатации дороги в несколько миллионов рублей. На основных участках БАМа укладывались рельсы нового типа, что уменьшало колебание рельсов, и, как следствие, смещение шпал. «Восемь лет билась Вера Ивановна над решением этой проблемы. И ей удалось впервые сформулировать, вывести основные дифференциальные уравнения, определяющие продольную динамику пути. Решение оказалось настолько оригинальным, что привело к созданию нового направления в теории железнодорожного пути»86.
Образование, педагогика, воспитание:
История «личностной компоненты» образования в отечественной педагогике
В конце XIX –начале XX веков в России получили определенное распространение идеи свободного воспитания – «первого варианта» индивидуально-ориентированной педагогики. У истоков российского варианта школы свободного воспитания стоял Л.Н. Толстой. Именно ему принадлежит разработка теоретических и прак ...
Структура профильной школы
Важнейшим вопросом профильного обучения является определение модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности всех старшеклассников, с другой стороны – ряд факторов, сдерживающих п ...
Активные методы обучения на уроках информатики
Активный метод это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учите ...