Большой вклад в развитие физико-математических наук и системывысшего образования внесли, выдающиеся ученые Ставрополья В.А. Бутлар, И.И. Несис, В.И. Меньшикова, Э.Т. Аванесов, Д.Н. Мордухай-Болтовский. Они стали основателями первых научных направлений и школ в области физики и математики в пределах края.
Завершая описание истории становления и развития системы высшего физико-математического образования на Ставрополье 1930-1960 гг. следует отметить, что оно представляло собой, в общем, типичную модель развития высшей школы в провинциальных регионах, перед которыми были поставлены масштабные задачи осуществление всеобуча и с этой целью создания системы высшего образования в крае «с нулевого цикла», без опоры на традиции преемственности, методический и педагогический опыт, накопленный в преподавании дисциплин высшей школы. В этом плане становление и развитие высшего образования на Ставрополье начиналось в менее благоприятных условиях, чем, например, в регионе Дона, поскольку Ростовский государственный университет мог использовать традиции и опыт Варшавского университета.
В 30-е гг. научные исследования по физике и математике концентрировались вокруг отдельных ученых или талантливых преподавателей, не успев развернуться в деятельность научных школ и направлений. Исследования отличались спорадическим характером, достигали в лучшем случае промежуточных результатов, сосредотачивались на популяризации научных идей. Формирование научных школ и направлений на данном этапе было замедлено разрывом процесса накопления исследовательского опыта в годы Великой Отечественной войны. В послевоенный период понадобился долгий этап восстановления, когда научные лаборатории приходилось воссоздавать заново.
Реформы в области образования 50-начала 60 гг. XX в. оказывали противоречивое влияние на развитие высшего физико-математического образования и научных исследований в данной области. Политехнизация высшего образования способствовала интеграции высшего образования и вузовской науки с одной стороны, и обучения в средней школе - с другой. Она позволила повысить общий уровень учителей физики, математики, машиноведения и вооружить их соответствующими методическими навыками. Но условия для развития науки как таковой в рамках высшей школы, особенно на уровне институтов, запрограммированных на прикладное образование, складывались не всегда благоприятно: профессорско-преподавательские кадры были чрезмерно загружены аудиторными часами и практическими занятиями в ущерб научным исследованиям. Отрицательное влияние на развитие вузовской науки оказывала политико-идеологическая направленность образования, усиленная не всегда продуманными и взвешенными директивами и постановлениями местных органов партийно-государственной власти.
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности формирования и развития познавательного интереса школьников
Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебной задачи перед учащимися и создание благоприятных условий для ее выполнения. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач: познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохраняла ...
История становления и развития музыки православной церкви на Украине и в России
Вопросам истории церковного пения в России и на Украине посвящён ряд работ, созданных в большинстве своём в XIX , начале ХХ веков. Это исследования Д. Аллеманова, В. Металлова, А. Преображенского, Д. Разумовского, Н. Финдейзена. Во второй половине ХХ века эта сфера музыкальной культуры рассматривал ...
Учебно-методический комплекс по русскому языку авторов Л.М. Зелениной и
Т.Е. Хохловой
Нами был проанализирован еще один учебно-методический комплекс по русскому языку авторов Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой. Этот курс построен на познавательной активности и самостоятельности учащихся. Младшие школьники в ходе обучения открывают для себя родной язык как предмет изучения, предмет анали ...