Одним из важнейших направлений модернизации современного образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка. Современная школа выбирает стратегическую идею – воспитание высоконравственной личности, гуманной, способной мыслить и понимать окружающий мир. В связи с этим в настоящее время одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.
Актуальность и значимость перехода работы классного руководителя на новый этап с применением технических средств, продиктована необходимостью внедрения личностно-ориентированного воспитания, которое предполагает сотрудничество между преподавателем и учеником. А использование, в частности, видеометода и его применение зависит от чёткого представления, где и с какой степенью эффективности может быть применён. Критерии эффективности использования видеоматериалов в работе классного руководителя по воспитательной работе:
экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
наглядность (обозримость) ˗ особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через индивидуальную работу.
Видеометод позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями. А внедрение данного метода во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость. Все воспитанники любят видео- и мультфильмы и проявляют к ним интерес, поэтому этот интерес всегда можно направить в нужное русло. Для этого нужно немного желания, немного терпения, немного свободного времени, любовь к детям и своей работе.
Видеометод возможно использовать и при проведении родительских собраний и классных часов, которые сразу становятся интереснее и полезнее. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки позволяют заинтересовать абсолютно всех родителей и воспитанников.
Основная цель при подготовке к мероприятию – это организовать найденный материал совершенно в ином свете: сделать наглядным, понятным и интересным. Например, при подготовке мероприятия о Великой Отечественной войне обязательно показать военные фотографии: голод, разрушения, сражения или радости Победы, дать прослушать песни военных лет. Видеохроники позволяют увидеть страшные кадры войны, дают детям понять, что такого не должно повториться. Для подготовки и проведения классного часа ребята сами могут подготовить видеоматериалы.
С помощью видеометода можно организовать проведение виртуальных экскурсий, это форма организации учебно-воспитательной деятельности родственной традиционной экскурсии. Эта технология особенно ценна для эстетического воспитания, так как наши дети по разным причинам не могут посетить тот или иной музей или тур.
Любая экскурсия, в том числе и виртуальная, не самоцель; она входит в общую систему учебно-воспитательной работы, поэтому надо уделять самое пристальное внимание её планированию и организации. При подготовке виртуальной экскурсии надо выбрать её объект, выяснить его образовательное значение, познакомиться с ним учителю, определить содержание, цели и задачи экскурсии. Затем сообщить ребятам тему экскурсии, познакомить их с тематической лексикой, дать краткую информационную справку о «месте проведения» экскурсии. Детям разъяснить порядок дальнейшей работы, подведения итогов; уточнить индивидуальные и групповые задания. С помощью видеометода можно проводить разнообразные игры. Особенно детям интересны игры, которые бывают в телевизионных программах. «Звёздный час», «Самый умный», «Великолепная семёрка», «Что? Где? Когда?» и другие игры, использующие экран, видеозаписи и музыку могут значительно разнообразить жизнь классного коллектива. Кроме этого развлекательные и интеллектуальные мероприятия расширяют кругозор учащихся, развивают их мышление. А наглядность и высокий технологический уровень помогает нашим детям иметь большие возможности для своего развития. Таким образом, успешное применение современных технических средств обучения и воспитания зависит от конкретного содержания воспитания; возможного воздействия видеоматериалов на характер мышления и поведение учащихся; интеграции видеометода с традиционными средствами воспитания; создания эффективных условий воспитания, информационной компетентности учителя – классного руководителя.
Образование, педагогика, воспитание:
Принцип научности и доступности правового образования
Принцип научности предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям юридической науки; приоритет научных знаний: не идеология определяет отбор знаний, а научные знания позволяют делать идеологические выводы. Понимание данной позиции важно в силу того, что право имеет политическую пр ...
Использование сказок в работе с детьми
Из многообразия средств выразительности в детском учреждении рекомендуется: · формировать у детей раннего возраста простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных) · во время чтения сказки не следует делать детям замечания, призывать их сидеть тихо ...
Задания – элемент методической системы
Задания как элемент методической системы, используемой для развития умения учащихся рассуждать, должна составлять определенную совокупность. Неупорядоченное стихийное применение заданий в обучении полезно, необходимо, но недостаточно для достижения каждым учеником должного уровня развития этого уме ...