Золотая педагогика

Экологическая составляющая химического образования

Страница 10

Учитель демонстрирует треснувшую стеклянную бутылку с замерзшей водой.

Сотрудник химической лаборатории.

Из свойств воды особенно важна ее способность растворять вещества. Вода — универсальный растворитель. В ней могут растворяться вещества различной химической природы, образованные ковалентными полярными и ионными связями. В воде могут растворяться твердые, жидкие и газообразные вещества. Но не все они одинаково хорошо растворяются в воде. Вещества бывают хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые.

Докладчик демонстрирует таблицу растворимости, затем показывает через кодоскоп, как постепенно растворяются кристаллы различных окрашенных солей, помещенные на мокрую фильтровальную бумагу.

Журналист. Какой величиной характеризуется способность веществ растворяться в воде?

Сотрудник химической лаборатории. Эта величина — растворимость, которая определяется массой вещества, способной раствориться в 100 г воды при определенной температуре.

Журналист. Растворимость зависит от температуры?

Сотрудник химической лаборатории. Да, но не всегда одинаково; на нее влияет еще и агрегатное состояние вещества.

Демонстрирует заранее подготовленный стакан с водой, на стенках которого появились пузырьки воздуха. Проводит опыты — растворение газов в холодной и горячей воде, растворение сахара в холодной и горячей воде. Делает вывод, что при повышении температуры растворимость твердых веществ увеличивается, а газообразных — уменьшается.

Журналист. Отличаются ли свойства растворов веществ от свойств чистой воды?

Сотрудник химической лаборатории. Да, они имеют разные температуры кипения и кристаллизации, некоторые растворы электропроводны, а чистая вода — диэлектрик.

Испытывает электропроводность раствора поваренной соли и дистиллированной воды.

Журналист. Молярная масса воды равна 18 г/моль. В обычном состоянии вода — жидкость. Как можно объяснить, что вещества, имеющие большее значение молярной массы (например, углекислый и сернистый газы, метан), находятся при тех же условиях в газообразном состоянии?

Эксперт-химик. Действительно, температуры плавления и кипения воды аномально высоки в сравнении с соответствующими температурами водородных соединений аналогов кислорода (рис. 2). Если бы вода подчинялась этой закономерности, то ее температура кипения была бы равна примерно - 75о С, а температура замерзания составила бы - 90о С. Но тогда она не смогла бы стать эликсиром жизни.

Рис. 2. Зависимость температур плавления и кипения веществ от молекулярной массы: 1 — tnn; 2 — tкип

Молекулы воды, образованные ковалентной полярной связью, электростатически притягиваются друг к другу {демонстрирует схему образования водородных связей). Такое взаимодействие называют водородной связью. Водородные связи могут связывать три, четыре, пять, шесть молекул воды, образуя ассоциаты (карточки 12-15), имеющие значительно большие значения молярных масс, поэтому вода при обычных условиях — жидкость. Между молекулами водородных соединений других элементов подгруппы кислорода водородные связи не возникают, и эти вещества при обычных условиях газообразны. Образованием водородных связей можно объяснить и хорошую растворимость некоторых веществ.

Журналист. Мы поняли, что на Земле встречается не чистая вода, а растворы различных веществ. А много ли в них растворено веществ?

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Образование, педагогика, воспитание:

Гражданская активность и особенности ее формирования у учащихся школы надомного обучения
В настоящее время в России на государственном уровне признано, что гражданско-правовое образование является одним из приоритетных направлений образовательной политики. Существует программа воспитания демократической гражданственности и образования в области прав человека, принятая Советом Европы 15 ...

Теория игры. Виды игры
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувств ...

Игры, развивающие речевое дыхание
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные пр ...

Навигация по сайту

© 2023 Copyright www.ecsir.ru