Золотая педагогика

Формы, методы и средства формирования межкультурной компетенции на уроках английского языка

Другое о педагогике » Роль коммуникативно-прагматических аспектов в формировании межкультурной компетенции учащихся средствами английского языка » Формы, методы и средства формирования межкультурной компетенции на уроках английского языка

Страница 2

–культурно-окрашенные аутентичные образцы речевых актов диалогического и монологического характера, взятые из художественных произведений, фильмов, в которых наиболее ярко продемонстрировано воплощение культурных ценностей в поступках и мыслях героев), поэтические тексты (стихи, песни), материалы молодежных СМИ (новости, интервью, блоги), материалы межличностного взаимодействия (открытки, электронная почта).

Целесообразность и эффективность разработанной методики в немалой степени зависит от адекватной системы упражнений, направленной на формирование действий в определенных видах речевой деятельности. Поэтому, необходимо выявить типологию упражнений в целях проверки предлагаемой нами коммуникативно-прагматической модели, которая будет способствовать интенсификации процесса иноязычного общения в сфере повседневного общения.

При разработке системы упражнений мы основывались на типологии зарубежных дидактов, на группировке упражнений по их функциям:

–упражнения на развитие навыков понимания иноязычной речи на слух (рецептивные);

–упражнения на развитие навыков языковой реализации интенции / коммуникативного намерения с заданной социальной ролью / ситуацией общения (репродуктивно-продуктивные);

–упражнения, стимулирующие свободное выражение мысли (продуктивные).

Задания на формирование межкультурной компетенции:

–вызов – мозговой штурм, прогнозирование, графики, идентификация;

–осмысление содержания учебных лингвокультуроведческих материалов;

–тесты на понимание, упрощение, редукция, семантическое, структурирование, познавательно-поисковые, сопоставительные, контрастивные задания, «обобщения», ответы на вопросы, графики, записи и т.д.;

–включение лингвокультуроведческих материалов в ситуативно-коммуникативную деятельность на уроке;

–интервью, выводы, познавательно-исследовательские, культуроведчески-ориентированные ролевые игры и дискуссии, проекты, дебаты, дилеммы, решение межкультурных затруднений;

–рефлексия-анализ – анализ собственной деятельности, анализ работы.

Для формирования навыков осмысления учебного лингвокультуроведческого материала мы использовали следующие задания:

–на понимание: множественный выбор, верно / неверно, объединение, вместе отрывков текста, распутывание переставленных частей;

–на осмысление: упрощение (концентрация на ключевых словах, сокращение / расширение текста, выбор ключевых гипотез), редукция (создание сокращенного параллельного текста, исключение второстепенной информации), семантическое структурирование (переформулирование своими словами, дополнение текста);

–на анализ: заполнение, создание таблиц, карт, внешнее деление на смысловые единицы, создание диаграмм, «склеивание» отрывков текста.

–на обобщение: написание аннотаций, рецензий на статью, книгу;

–на сопоставление: описание сходств и различий, сравнения «за и против», формулирование и комментирование мнений, сочинение.

Учащиеся изучают традиции родной и иноязычной культуры и выявляют стереотипы поведения в соизучаемых культурах, решая культуроведческие познавательно-поисковые задания; делают записи: учебные заметки, «причина и следствие», задают вопросы по итогам активного чтения, делают контрастивно-сопоставительные заметки, записи Корнелла и Венна, карты событий, решают задачи «факт против мнения», синтезируют ключевые категории, заполняют культуроведческие круги и словарные квадраты, анализируют метафоры, выступают генераторами вопросов.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности и интеллектуальной подготовки детей
Подготовка к школе органично входит в жизнь ребенка, если взрослые учитывают психологическую специфику дошкольного возраста, не забывая о ведущей роли игры в этом периоде развития личности. Академик А.В.Запорожец писал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможносте ...

Разработка урока по истории средних веков с использованием наглядного метода обучения
Тема урока: Открытие Америки и морского пути в Индию. Цель урока: познакомить учащихся с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением. Задачи: 1. Образовательная: Изучить экспедицию Ф. Магеллана, Васко да Гамы, Хр. Колумба. 2. Развивающая: развивать умение работы с текст ...

Особенности работы над внятностью устной речи неслышащих учащихся
На основе проведенного нами исследования мы можем предложить следующие методические рекомендации. Учитывая, что важными компонентами внятности речи являются словесное ударение, голос, умение членить фразы паузами и т.д. при работе над развитием внятности следует обращать внимание на те аспекты, кот ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru