С целью включения лингвокультуроведческой информации в ситуативно-коммуникативную деятельность учащимся предлагаются:
–поисково-игровые задания, направленные на: развитие остроты социокультурной наблюдательности; выявление сходств и различий социальных и культурных особенностей иноязычной и родной культур;
–культуроведчески-ориентированные дискуссии;
–культуроведчески-ориентированные проекты, направленные на: добывание информации об иноязычной культуре, развитие навыков коллективно-групповой работы; развитие культурного творчества; сопоставление родной и иноязычной культур;
–культуроведчески-ориентированные ролевые игры / проблемно-коммуника-тивные иноязычные задания направлены на: выявление особенностей поведения в соизучаемых культурах; выявление особенностей речевого поведения в иноязычной культуре;
–дебаты: «за и против», дебаты, основанные на тексте, книге, мини-дебаты (дебаты со списком).
С целью культурного самоопределения на стадии рефлексии-анализа старшеклассники выполняют:
–задания на культурное самоопределение;
–задание на определение настроения в группе;
–задание «пойми меня» (диалог-обмен мнениями к обсуждаемой тематике);
–задания на выявление культурных сходств и различий между представителями русской и английской культур;
–задания на определение учащимися своего места и роли в культуре, мире;
–решение проблемных ситуаций (индивидуальный / групповой совет);
–решение межкультурных затруднений.
В связи с тем, что основной целью представленной в исследовании модели является обучение устноречевой практике, и в частности диалогическому дискурсу, мы считаем логичным взять за основу также типологию упражнений, предложенную Х.Е. Пифо. В соответствии с идеями зарубежных дидактов, упражнения, направленные на формирование навыков говорения на иностранном языке, подразделяются в целом на уровни: упражнения, подготавливающие говорение; упражнения, организующие и структурирующие говорение; упражнения, имитирующие устную коммуникацию.
Для формирования межкультурной компетенции необходимо включать межличностное общение с носителями языка, приглашая представителей иноязычной культуры на уроки. Зачастую у учащихся возникает проблема преодоления психологического барьера, когда даже при достаточно высоком уровне владения языком они не могут вступить в прямую коммуникацию с носителем языка из-за неуверенности в себе, страха совершить ошибку, незнания норм этикета и правил вежливости, боязни обидеть собеседника. Чтобы преодолеть подобные трудности, учитель должен тщательно продумать структуру урока и включить в нее такие виды деятельности, которые помогли бы снять психологическое напряжение и создать располагающую к общению атмосферу. Это могут быть нетрадиционные формы урока:
– урок в форме «круглого стола»;
– урок-гостеприимство;
– урок-презентация.
Рассмотрим предложенные формы более подробно.
Урок в форме «круглого стола» представляет собой групповую работу учащихся, коллективную работу. Учитель заранее выбирает определенную тематику, разрабатывает план проведения урока. Заранее объявленная тема такого урока и те вопросы, ответы на которые желательно бы было подготовить. Тема должной быть актуальной, и вызывать интерес и желание у учащихся говорить. Безусловно, учащихся следует заранее предупредить об уроке с присутствием гостя, что подготовленные детьми вопросы к гостю, и выбранная учителям тема послужили опорой для вступления в диалог с представителем иноязычной культуры. Постепенно учащиеся (не все, а наиболее раскрепощенные) отойдут от заготовленных заранее тем и вопросов, полностью погрузятся в общение.
Образование, педагогика, воспитание:
Старший этап обучения
На старшем этапе обучения можно также воспользоваться приемами работы с аутентичным текстом, которые характерны начальному и среднему этапам. Но весьма важно учитывать особенности именно старшего этапа при подборе необходимых заданий и упражнений. Поскольку главной целью обучения является подготовк ...
Социальная адаптация ребенка к школе
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка на ...
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять св ...