В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:
А)Практический эксперимент;
Б)Метод проектов – форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;
В)Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах (от 6 до 15 человек);
Г)Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника;
Д)Деловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
Е)Ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;
Ж)Баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагается выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;
З)Тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;
И)Обучение с использованием компьютерных обучающих программ;
Й)Анализ практических ситуаций– метод обучения навыкам принятия решений, его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения (Таблица 1).
|
Дидактические цели занятия |
Метод активного обучения |
|
Обобщение ранее изученного материала |
Групповая дискуссия, мозговой штурм |
|
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала |
Мозговой штурм, деловая игра |
|
Развитие способности к самообучению |
Деловая игра, ролевая игра, анализ практических |
|
Повышение учебной мотивации |
Деловая игра, ролевая игра |
|
Отработка изучаемого материала |
Тренинги |
|
Применение знаний, умений и навыков |
Баскет-метод |
|
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала |
Групповая дискуссия |
|
Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся |
Делвая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций |
|
Обучение навыкам межличностного общения |
Ролевая игра |
|
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта |
Метод проектов |
|
Развитие навыков работы в группе |
Метод проектов |
|
Выработка умений действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции |
Баскет-метод |
|
Развитие навыков принятия решений |
Метод проектов |
|
Развитие навыков работы в группе |
Групповая дискуссия |
Образование, педагогика, воспитание:
Комплекс упражнений для управления обучением самостоятельному чтению
художественных текстов учащихся старших классов и организация контроля
Домашнее самостоятельное чтение и задания связанные с ним дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся и повышения мотивации. Самостоятельную работу учащихся с иноязычным текстом следует сделать мотивированной, целенаправленной, управляемой, а процесс контролируемым самими учащи ...
Кинолекторий, как просмотр и обсуждение
Интерес школьников к кино очень велик. Что привлекает их в кинофильмах? Сказочные сюжеты в младшем школьном возрасте, героико-романтические и приключенческие – в подростковом, острые моральные проблемы – в юношеском возрасте. К сожалению, у большинства воспитанников всех возрастных групп преобладае ...
Сущность понятия "одаренность"
В современной социально-педагогической литературе существует огромное количество определений понятия одаренность. В толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова одаренность - талантливость, даровитость, та или иная степень ее. Одаренный - человек с богатой природой, обладающий какими-нибудь свойств ...