Золотая педагогика

Учебные кинофильмы на уроках

Страница 3

просмотр следующего эпизода фильма, если этот фрагмент содержит ответ на вопрос;

обобщение учащегося с дополнениями товарищей, если ответ не содержится в дальнейших эпизодах фильма;

обобщение учителя, если вопрос труден и учащиеся не могут дать достаточно глубокое и полное заключение.

Учитель может и не проводить обобщение на том же уроке, на котором просматривался фильм. Учащимся следует для выполнения задания обратиться к учебнику, дополнительной литературе, оборудованию учебного кабинета.

Столь же разнообразны формы использования учебных фильмов при обобщении изученного материала. В первую очередь демонстрируются фильмы, специально подготовленные для этой цели. В таких фильмах сконцентрирован знакомый школьникам учебный материал, он сжат, целенаправлен, обязательно показано практическое значение закономерности. Методика использования этих фильмов на уроках обобщающего характера не вызывает затруднения. Учитель должен решить прежде всего, как он будет показывать фильм (целиком, фрагментарно), какие вопросы и задания поставит классу. Могут быть предложены такие варианты:

определить, какими опытами, лабораторными работами можно подтвердить основную мысль фильма; составить схему постановки опыта;

подготовить устную рецензию или письменный отзыв на фильм;

сопоставить содержание фильма с разделом учебника, указать, что нового дал фильм;

написать сочинение по фильму, подготовить реферат, конспект, развернутый план.

На этапе обобщения возможны и такие задания, которые определены сущностью кинематографического источника информации. Можно предложить учащимся подготовить сценарный план или сценарий фильма по небольшому разделу темы, учебному тексту, статье учебника. Эпизод сценария покажет, как глубоко ученик понял тему, как он представляет изученные объекты, их строение, действие. Разумеется, для описания зрительного ряда могут быть привлечены пособия и приборы, имеющиеся в учебном кабинете.

Таким образом, применение учебных фильмов исключительно разнообразно; их использование эффективно в образовательном процессе, фильмы усиливают интерес школьников к учению, чтению, создают предпосылки для ориентирования в трудовых профессиях.

И самое главное педагог, используя учебный кинофильм на уроках, должен помнить, что учебный процесс не может быть отделён от процесса формирования нравственных качеств личности школьника. Видеоматериалы обязаны воспитывать в процессе сообщения знаний. И это требование распространяется не только на экранно-звуковые материалы по гуманитарным дисциплинам. Так, например, кинорассказ (передача) о науке или научном открытии обязательно должен содействовать воспитанию упорства, верности цели, должен учить объективно оценивать полученные результаты.

Интенсивное проникновение в практику работы школы новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделить видеометод в качестве отдельного метода обучения и воспитания. Обучающая и воспитывающая функции этого метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов.

Видеометод — один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека. Он может использоваться на всех этапах обучения и воспитания как многофункциональный метод. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более лёгкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение и воспитание.

Использование метода видеонаглядности создает благоприятные условия для повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса.

Использование видеометода в учебно-воспитательном процессе обеспечивает возможность:

• дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах окружающего мира;

• повысить роль наглядности в учебно-воспитательном процессе;

• удовлетворить запросы, желания и интересы воспитуемых;

• наладить эффективную обратную связь;

Видеометод предъявляет большие требования к организации учебно-воспитательного процесса, которая должна отличаться чёткостью, продуманность, целесообразностью. При подготовке к уроку или внеклассному мероприятию, на котором будут применяться технические средства обучения необходимо, прежде всего, ознакомиться с санитарно-гигиеническими требованиями к организации учебно-воспитательного процесса с использованием в нём электронной техники, и действующей школьной программой по профилю своей специальности, с имеющейся в кабинете аппаратурой и правилами её эксплуатации.

Учебное кино и кинолекторий самые популярные из всех технических средств обучения и воспитания, применяемые в рамках видеометода.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Формирование межкультурной компетенции учащихся как актуальная социально-педагогическая проблема
В основе богатства человеческой цивилизации лежит многообразие культур и языков, которые находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. В современном мире проблема взаимопонимания становится очень важной с развитием политических, экономических, научно-технических и культурных связей. Все боль ...

Общая характеристика речевого развития младших школьников
Как отмечает Р. С. Немов, «с поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и ...

Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганиз ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru