Золотая педагогика

Учебные кинофильмы на уроках

Страница 1

Учебное кино – самое популярное из всех технических средств обучения, применяемое в рамках видеометода. Учебное кино можно с успехом включать в урок в тех случаях, когда необходимо:

показать (или смоделировать) явления и процессы (реже предметы), увидеть которые невозможно вообще или без особой техники (физика атома, молекулярная биология и генетика, химия молекулярных соединений и т. д.);

представить явления и процессы, протекающие медленно или очень быстро;

продемонстрировать опыты с веществами, по той или иной причине не имеющимися в распоряжении учителя (ртуть, фтор и т. п.);

познакомить с действием сложнейших машин или приборов;

наглядно раскрыть закономерность или явление, показать которые можно только с помощью мультипликационного моделирования (на уроках химии, математики и общей биологии);

организовать в классе «встречу» с интересным человеком (такая учебная ситуация часта на уроках гуманитарного цикла);

дать учебную информацию в драматизированной форме: фрагменты из спектакля или фильмов (на уроках литературы, истории, русского, родного и иностранного языков и особенно для объяснительного чтения и развития речи в начальной школе);

включить в урок документальные (исторические) материалы, хронику событий прошлого и настоящего.

Как правило, учебный фильм не только показывает явления, но и объясняет их. Такой принцип построения зрительного ряда и дикторского текста, конечно, отражается и на способе использования фильма в классе.

Но для начала познакомимся со сложившейся классификацией учебных фильмов.

Целостный фильм. Посвящён единой достаточно большой теме, объём такого фильма – 1-3 части, иногда больше («Драматургия А. Н. Островского», «Памятники русской культуры XVII в.» и др.).

Фрагментарный фильм. Организация зрительного и текстового материала в таком фильме иная. Обычно фрагментарный фильм содержит несколько законченных фрагментов (разделов), соединённых только темой (например, «Суставы»). Разделение фильма на фрагменты осуществлено не только по типу организации материала, но и формально-изобразительно: каждый фрагмент отделён заставкой, названием, титром («I фрагмент», «II фрагмент» и т. д.).

Само построение фрагментарного фильма предопределяет формы использования его в классе: при объяснении материала, при опросе; фрагмент учащимся легко включить в свой доклад, сообщение; отдельные фрагменты вполне уместно использовать для самостоятельной письменной работы. Однако на вступительном и заключительном уроках такой фильм полностью показывать нецелесообразно: учащихся смущает деление на фрагменты, возникает необходимость сочленять эти части, что затрудняет процесс обучения.

Кинофрагмент. Это микрофильм, время демонстрации которого колеблется от 3 до 5 минут. Кинофрагмент содержит материал только по одной узкой теме, однако он рассчитан на применение на самых различных уроках. Опыт показал, что кинофрагмент можно применить при объяснении нового материала, при опросе, при самостоятельном сообщении учащегося, на обобщающем уроке, во время лекции учителя, на вступительном занятии, наконец, фрагмент может быть предметом самостоятельного комментария школьников (с предварительной подготовкой или без неё).

Кроме того как инструмент педагогического воздействия учебное кино имеет свои особенности, свою специфику.

Работа с учебным фильмом в классе должна быть такой продуманной и глубокой, как и работа с учебником, картой, прибором. Фильм, восприятие которого не подготовлено, а демонстрация случайна и недостаточно продумана, не принесет пользы учащимся и оставит их равнодушными и к содержанию учебного материала, и к форме его подачи. При всём разнообразии учебных картин и приёмов их использования в школе определились основные требования, алгоритм работы с фильмом в классе. Прежде всего учитель должен внимательно просмотреть фильм, точно представить себе все особенности его содержания и методику раскрытия этого содержания.

Далее учитель анализирует учебный материал темы, урока и находит точное место фильму в системе занятий. В процессе этой работы определяются подходы к показу ленты, точно определяется учебный материал, который будет изучен до показа, согласован, смонтирован с показом фрагментов и затем привлечён после просмотра. Этот этап работы с фильмом наиболее важный; он распадается на ряд звеньев, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга.

Рассмотрим варианты использования учебных кинофильмов на уроках разного типа.

Вступительное занятие. Цель вступительного занятия – пробудить интерес к теме, которую предстоит изучить, ориентировать учащихся, дать им установку, показать место темы в курсе данной науки. Перед показом фильма (или фрагмента) учитель может только назвать тему фильма, порекомендовать внимательно отнестись к его содержанию. Последующую беседу можно начинать либо с вопросов, заложенных в тексте фильма, в системе его зрительного ряда, либо с оценки фильма, либо со слова учителя об учебной теме. Восприятие вступительного фильма (фрагмента) не нужно усложнять особыми заданиями, но в дальнейшем, в процессе работы над темой следует напоминать отдельные эпизоды, картины, сцены, текст.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Игровые технологии преподавания происхождения сущности государства и права в современной школе
Игра – это определенная целостная реальность, обязательно как-то соотносящаяся с существующим миром («кусок» жизни). В этой реальности действуют и общаются люди. Соответственно, в процессе игры играющие получают опыт. Составляющими опыта могут быть и знания, и эмоциональные впечатления, и навыки, и ...

Методикаформирования представлений о домашних животных у детей раннего возрастасредствами дидактической игры
Провели диагностику предложенную Е.В. Гончаровой и Л.В. Моисеевой. В процессе индивидуальных бесед малышам демонстрировались дидактические картинки игрушки-модели. Анализируя уровень знаний детей о животных, обращали внимание на следующие критерии: 1. Узнавание и называние животного. 2. Знание особ ...

Условия эффективного воспитания детей в национальных традициях
В последнее время воспитание малыша принято рассматривать с точки зрения формирования ценностного отношения к окружающей действительности. Н. Непомнящая к базовым ценностям относит реально-бытовые ценности, ценность игры, ценность отношения к другим, ценность познания и ценность деятельности в широ ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru