Золотая педагогика

Учебные кинофильмы на уроках

Страница 2

Изложение нового материала с помощью учебного фильма может носить весьма разнообразный характер .

Фильм содержит материал для наблюдения. После объяснения учителя класс смотрит фильм. До просмотра учитель формирует установку для наблюдения; вопросы могут быть сформулированы специально и записаны на доске (или продиктованы учителем). Лучше, если эти вопросы вмонтированы непосредственно в объяснение учителя, он подчеркивает их интонацией и затем диктует. Возможен и такой вариант, когда, назвав фильм и пояснив содержание темы, учитель предлагает школьникам самим составить вопросы, ответы на которые можно будет извлечь из материалов фильма.

После просмотра фильма учитель обычно проводит беседу. Даже тогда, когда школьники получили из фильма ответы на основные вопросы, фильм в отдельных случаях можно показать ещё раз в конце урока. При повторном просмотре учащиеся обнаружат много деталей, которые прежде прошли незамеченными и не вызвали интереса. Именно на эти детали учитель должен обратить внимание школьников, чтобы показать им важность глубокого наблюдения.

Фильм иллюстрирует слово учителя. Это наиболее распространённая форма использования учебных картин. Обычно учитель в своём слове устанавливает, что именно будет показано в фильме, на что следует обратить внимание. Фильм включается сразу же в ходе объяснения. Учитель во время просмотра может репликами подчеркнуть наиболее значимое место, кадр; однако не нужно своими замечаниями мешать просмотру, отвлекать учащихся.

Современный уровень учебного кино таков, что учитель в определённые моменты может применять фильм как вполне научный и основательный источник новой информации. Преподаватель в этом случае не излагает учебный материал, а предлагает школьникам самим извлечь его из фильма. Учитель может порекомендовать, на какие вопросы, кадры, эпизоды обратить особое внимание, в каком направлении искать связи нового с уже изученным, как в дальнейшем работать с учебником, словарём, научно-популярной литературой.

Киноматериал как источник учебной информации часто применяется тогда, когда нужно детально рассмотреть какое-либо явление, но при обычном визуальном наблюдении это сделать невозможно. На помощь приходят различные виды спецсъёмок, мультипликации, изменение темпа показа.

Применяя кино как источник учебной информации при изучении нового материала, учитель, оставаясь руководителем учебного процесса, часто выступает в роли консультанта, советчика. Разумеется, именно учитель должен предложить классу варианты обработки новой информации, например:

составить краткое описание или конспект материала фильма;

заполнить таблицу или составить схему по содержанию фрагмента;

написать продолжение фильма (фрагмента) в виде сценария, кадроплана, очерка и т. п.;

составить краткий (схематичный) или подробный план фильма;

разработать вариант эксперимента или демонстрационного опыта по материалу ленты;

сравнить содержание фильма с содержанием соответствующей статьи учебника;

сравнить содержание двух однотемных или близких по теме фильмов;

разработать свой вариант фильма (фрагмента) на данную тему с учётом пособий, имеющихся в учебном кабинете;

написать сочинение, рецензию, составить отзыв на фильм.

Разнообразие вариантов ещё раз подтверждает возможности фильма как средства обучения, как вполне самостоятельного в ряде учебных ситуаций источника учебной информации. В качестве последнего кинофильм полезен и при организации уроков проблемного характера, на которых учащиеся следуют за мыслью учёного, сталкиваются с теми вопросами, проблемами научного плана, которые вставали перед исследователями, изучавшими этот раздел науки. Учитель, вводя в урок фильм такого типа, предлагает школьникам не только проследить за развитием мысли учёного, но и ответить на вопрос, почему удалось преодолеть препятствия, как раскрылся характер учёного в ходе поиска, – учитель соединяет задачу учебную, познавательную с задачей нравственного воспитания школьников.

Другой характер носит проблемность, когда фильм излагает данные наблюдений, опыта, формулирует вопрос и предлагает школьникам самим решить его, построить гипотезу, найти доказательства. Обычно изложение учебного материала в фильмах этого типа следующее:

формулировка общей задачи наблюдений в дикторском тексте;

показ материала для наблюдения;

постановка конкретного задания.

Соответственно намечается и ход работы в классе:

определение задачи и рекомендации по просмотру (слово учителя, запись на доске, в тетрадях);

просмотр фильма (фрагмента), в особо сложных случаях возможен повторный просмотр;

запись конкретного задания с помощью (или под контролем) учителя.

После решения проблемы (либо в ответах двух-трёх учеников, либо в ходе фронтальной беседы, обмена мнениями) возможен один из путей подведения итога:

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Игры, развивающие силу голоса и темп речи
Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения. Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп. Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или ...

Дидактические процессы в предмете физическая культура
Спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это он совсем недавно попал в область внимания социологов. До сих пор существует мнение, что он прерогатива спортивных наук. Все же сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной те ...

Технологии личностно-ориентированного подхода в образовании
Понятие «технология» происходит от греческих слов «техно» - искусство, мастерство и «логос» - учение, и переводится как учение о мастерстве. Педагогические технологии, если правильно их использовать, гарантируют достижение того минимума, который определяется государственными стандартами в образован ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru