Золотая педагогика

История развития акварельной живописи

Страница 5

Врубель обладал редкой предрасположенностью к работе акварелью. Поразительно, что уже его первые акварельные опусы «Голова девочки» (1882 г.), «Е.М. Бем, сидящая в кресле» (1882 г.), «За кружкой пива» (1883 г.), исполненные в период обучения в Академии, лишены налета ученичества, выдают руку зрелого акварелиста. Художник мгновенно осознал огромные перспективы, которые открывала именно его художественным потребностям акварельная техника. Акварельная манера Врубеля очень разнообразна: в «Персидском принце» (1886 г.) он выслаивает пространство листа мельчайшими, тщательно нюансированными по цвету мазками, скрупулезно следующими форме; в «Портрете артистки Т.С. Любатович» (1890-е) создает изображение крупными пятнами, вольными затеками, словно подчиняясь прихотливому течению краски. В своей знаменитой «Розе» (1904 г.) Врубель вдумчиво конструирует форму, словно стремясь проникнуть в тайны строения натуры, передать энергию тугих лепестков распускающегося цветка. В почти лишенных цвета монохромных иллюстрациях к «Демону» М.Ю. Лермонтова (1891 г.), бесконечно варьируя приемы нанесения краски, Врубель создал особую вибрирующую подвижную среду – аналог поэтической материи лермонтовского текста. Выбор «стиля» определился лишь требованиями конкретного замысла, художественного образа.

Особняком в истории акварели стоит творчество В.Э. Борисова-Мусатова. Художник приходит к ней лишь в последние годы жизни – в период полного владения живописной формой. Колористическая насыщенность и осязаемость фактуры его работ маслом и темперой в поздних акварелях «Балкон осенью» (1905 г.), «Реквием» (1905 г.) оборачиваются прозрачностью, «нематериальностью» цвета, игрой полутонов, приглушенных размытых красок, тающих теней.

Возрождение всеобщего интереса к акварели произошло в последние десятилетия XIX века. Регулярные выставки, создание «Общества русских акварелистов» (1887 г.) способствовали широкому распространению техники, повышению ее статуса. Программа Общества не имела идеологической направленности, в его составе мирно уживались представители разных направлений, объединенные увлеченностью искусством акварели. М.Я. Виллие, Э.С. Вилье де Лиль-Адан, П.П. Соколов, Р.Ф. Ференц, И.А. Александров, А.С. Егорнов, Р.А. Берггольц, Альберт Н. Бенуа. Некоторые из этих художников работали исключительно как акварелисты и, может быть, поэтому остались почти незаметными для «всеобщей» истории искусств. Тем не менее, задачу, сохранения и передачи традиций акварельной школы начала XIX века и подготовки для нового взлета акварели «Общество русских акварелистов» несомненно, выполнило. Акварель снова начали воспринимать как самостоятельную, обладающую собственным языком область изобразительного искусства.

Многие представители Общества стали учителями для следующего поколения художников. Так, под руководством блестящего мастера Альберта Бенуа осваивали эту технику многие будущие члены художественного объединения «Мир искусства» Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, К.А. Сомов. Интересно, что создатели высочайшей графической культуры – «мироискусники» старшего поколения – в своем творчестве не часто обращались к технике чистой акварели. В «графических картинах», фантазиях на историческую тему они тяготели к более плотному корпусному письму и отдавали предпочтение гуаши и темпере, но приемы работы в этих техниках зачастую оставались акварельными.

Советская школа акварели восприняла и продолжила традиции профессионального мастерства художников предыдущих поколений. Роль акварельной живописи была подчёркнута обширными Всесоюзными акварельными выставками, первая из которых состоялась в Москве в 1965 году. Среди российских мастеров ХХ века имена Николая Тырсы (1987-1942), Сергея Герасимова (1885-1964), Анна Остроумова-Лебедева (1871 - 1955) , Георгия Верейского (1886-1962), Владимира Конашевича (1888-1963), Александра Самохвалова (1894-1971), Семёна Пустовойтова (1921-1995), Владимира Ветрогонского (1923-2002), Виктора Семёновича Климашина (1912-1960).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Стиль и результат
Связи стиля и результата сложны и многообразны. Результат зависит от индивидуальных особенностей субъектов, от адекватности индивидуального стиля, его соответствия индивидуальности человека и соответствия стиля условиям и задачам деятельности. Результат зависит от структурированности деятельности с ...

Опытно-экспериментальная работа по обучению самостоятельному чтению иноязычных художественных текстов учащихся старших классов
Разработанная нами научно-обоснованная модель обучения учащихся самостоятельному чтению художественных текстов лингвострановедческого содержания была апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы в 10 классе школы №.28 Основная цель - проверка выдвинутой гипотезы исследования и определение ст ...

Первые научные исследования на Ставрополье по физике и математике
С расширением сети вузов и формированием системы всеобщего среднего обучения усиливались требования, предъявляемые к качеству образования. 23 июня 1936 г. вышло постановление СНК и ЦК ВКП (б), в котором говорилось, что только те вузы могут дать подготовленных специалистов, которые наряду с учебной ...

Навигация по сайту

© 2021 Copyright www.ecsir.ru