Раскрывая закономерности двигательного поведения детей, нельзя не остановиться (хотя бы кратко) на индивидуальных особенностях проявления суточной двигательной активности. Доказано, что на формирование индивидуальных особенностей (способностей, характера, формы поведения, в том числе двигательного) влияют типологические свойства нервной системы. У возбудимых двигательная активность больше, у инертных – меньше, чем у детей с уравновешенными нервными процессами. Кроме того, индивидуальность двигательного поведения проявляется и в распределении движений по часам. Например, многократные подъемы двигательной активности в течение дня сохраняются у всех детей, но частота и высота подъема двигательной активности может отличаться от средних, характерных для данного возраста. Индивидуальные варианты становления двигательной активности проявляются и по сезонам года. Весной у некоторых детей вместо повышения суточной двигательной активности, наблюдается понижение, а зимой, наоборот, вместо понижения – повышение. Эта закономерность характерна для детей с легко возбудимой нервной системой. У инертных детей нет обычных сезонных подъемов и спадов.
Индивидуальные особенности развития детского организма меняют и возрастную динамику суточной двигательной активности. Указанные особенности различного проявления суточной двигательной активности позволяют понять, почему одинаковые условия воспитания и обучения не обеспечивают равного для всех детей уровня развития. Своеобразие двигательного поведения детей может сохраняться на протяжении многих лет.
От педагога требуется большое внимание к возбудимым и инертным детям. У этих детей выявлено отставание и диспропорция в физическом развитии, кроме того, для них характерно несоответствие в развитии отдельных систем (костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной) возрасту. У инертных и возбудимых детей выше заболеваемость, ниже успеваемость по сравнению с детьми с уравновешенной нервной системой. Следовательно, суточная двигательная активность является показателем, отражающим сумму качеств развития дошкольника.
Не касаясь разносторонней гигиенической характеристики занятий по физкультуре, укажем только, что как за счет двух, так и пяти занятий по физической культуре в неделю не полностью удовлетворяется потребность в движениях. Их следует рассматривать, прежде всего, как «школу движений», как средство формирующее, но не удовлетворяющее потребность в них. К сожалению, есть дети, которые не любят подвижные игры, пассивно участвуют на занятиях физкультуры, у них остаются неразвитыми функциональные возможности, в результате дети часто болеют, отстают в физическом развитии.
Образование, педагогика, воспитание:
Дидактические игры
Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотива ...
Обобщение экспериментальных
данных по исследуемой проблеме
Теперь перейдем к анализу звукопроизношением детей экспериментальной группы. В данной работе неоднократно подчеркивалась мысль, что внятность произношения детей с нарушенным слухом во многом зависит от качества произношения звуков. Известно, что в речи детей с нарушенным слухом могут быть различные ...
Дидактические материалы и методика их использования
Дидактические материалы подразделяются на: а) фабричные (самостоятельные и контрольные работы по 4-6 вариантам); б) самодельные: карточки для индивидуальной работы (для сильных и слабых учеников), карточки для фронтальной работы, карточки для устного счёта. Назначение “Дидактических материалов”: по ...