Золотая педагогика

История развития акварельной живописи

Страница 2

Важной линией в формировании акварельного пейзажного жанра стали архитектурные виды и фантазии – ведуты, - исполненные архитекторами. Среди такого рода произведений – «Итальянский пейзаж. Рим» (1762-1764 гг.) В.И. Баженова, «Казанский собор в Петербурге» (1800 г.) А.Н. Воронихина, «Пейзаж с руинами» (1800-е гг.) Дж. Кваренги. Блестящим мастером ведуты, родоначальником городского пейзажа в России был Ф.Я. Алексеев. Его листы «Вид на Михайловский замок в Петербурге» (1799-1800 гг.), «Вид на Казанский собор» (1810-е гг.) отличает изящество техники. Прозрачные жемчужные оттенки цвета, совершенство архитектурных форм, мастерски расставлены цветовые акценты стаффажных фигурок придают запечатленным ансамблям очарование и гармонию идеала. Традиции Алексеева продолжал его ученик М.Н. Воробьев, создавший один из самых проникновенных образов Петербурга в русском искусстве. В его рисунках из путешествий предпринятых для «снятия видов», топографическая точность сочетается с удивительной свободой, эмоциональность манеры исполнения – с крайней условностью художественного языка.

Акварельный пейзаж получил широкое распространение, как в кругу профессиональных художников, так и среди любителей. Любительское рисование в целом и акварель в частности – существенная составляющая искусства начала XIX века. Из среды художников – любителей выходят такие крупные мастера, как П.А. Федотов и Ф.П. Толстой. Особое обаяние ранним акварелям Федотова ( парные портреты супругов Колесниковых, 1837г.; «Прогулка» 1837 г.; «Переход егерей вброд на маневрах» 1844 г.) сообщают непосредственность и искренность. Работы Толстого – неожиданный поворот в развитии акварели. Они достаточно условно могут быть причислены к этой технике: художник сам растирал и готовил краски, которые представляли собой нечто среднее между гуашью и акварелью. Авторские краски позволяли использовать преимущества обоих техник – работать и корпусными мазками и тончайшими лессировками.

Интенсивность и плодотворность акварели зависела от степени ее востребованности, от того на сколько ее язык соответствовал эстетическим категориям эпохи. В эпоху романтизма акварель впервые по-настоящему обретает самостоятельность. В ранг ведущего жанра того времени был введен портрет. Порой кажется, что художественные образы, созданные мастерами первой половины XIX века, не только воплотили, но и сформировали представление об идеале эпохи – душевный строй модели, сам ее облик, манеру поведения.

Интересными для этого времени являются работы К.П. Брюллова. Мастер жанровых сцен и пейзажей, Брюллов вводит их элементы в портрет, такая форма и усложняла живописную задачу и позволяла в полной мере проявиться мощному колористическому дару художника, раскрепощала его «пылкий художнический темперамент и плодовитое воображение».

Уникальное акварельное наследие А.А. Иванова. Это непревзойденный еще рубеж мастерства владения техникой и абсолютное выражение ее сути. К акварели художник обратился, обладая уже большим опытом в живописи маслом. Даже первые его графические работы («Жених, выбирающий серьги невесте» 1838 год; «Октябрьские праздники в Риме» 1842 год) поражают смелостью и совершенством. Чувствуется восторг художника перед открывшимися возможностями. Для Иванова акварель – это техника живописных исканий, обретение нового цветового и светового решения пространства. Написанные быстро «на одном дыхании» натурные пейзажи середины1840-х – 1850-х годов («Море на берегу Неаполя», «Лодки», «Вода и камни»), позволяют зрителю прочувствовать процесс рождения изображения от первого до последнего движения. Тема многих акварелей Иванова – солнечный свет. Словно осознавая уникальность художественной задачи, мастер отмечал произведения подобного рода специальным пояснением «исполненные на солнце». Акварель «Терраса, увитая виноградом» представляет знаменитый экспериментальный альбом Иванова, составленный из почти монохромных натурных зарисовок. В них ослепительный солнечный свет, воплощенный в сияющей белизне листа бумаги, своевольно меняет форму и цвет предметов, обобщает очертания, создает эффект подвижной световоздушной среды, трепещущей, переливающейся материи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Психолого-лингвистические основы обучения иноязычному чтению в условиях общеобразовательных школ
Поскольку самостоятельное чтение является рецептивной речевой деятельностью, которая осуществляется на основе самостоятельного использования определённых действий рецептивного характера, рассмотрим прежде всего наиболее важные вопросы: 1) о механизмах чтения в "норме" и при несовершенном ...

Психологические, лингвистические характеристики развития связной речи дошкольников
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. С.А. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной реч ...

Содержание обучения английскому языку как второму иностранному
Проблема родного языка неизменно возникает всякий раз при разработке методов обучения иностранному языку. Сложность этой проблемы нашла свое отражение в таких методических принципах обучения, как опора на родной язык, его учет или исключение из учебного процесса. Все речевые механизмы учащихся сфор ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru