Золотая педагогика

История развития акварельной живописи

Страница 3

Вершиной творчества Иванова, несомненно, являются его «библейские эскизы». В библейских эскизах нет единообразия технических переливов – они варьируются, сочетаются, рождаются заново в связи с той или иной живописной задачей. В одних листах краски почти нематериально прозрачны, в других – акварель становится многослойной и приобретает плотность и весомость звучания. В композициях, исполненных на темных бумагах, эффект завораживающего внутреннего свечения достигается применением белил. Судьба акварельного наследия А.А. Иванова сложилась так, что оно практически не имело никакого воздействия на искусство современников и ближайших потомков. Известные лишь очень узкому кругу лиц акварели были бережно хранимы братом художника С.А. Ивановым и М.П. Боткиным, согласно воле автора, осознавшего «преждевременность» своих открытий. Частично опубликованные в 1870-е – 1880-е годы они лишь тогда стали важным фактом художественной жизни, оказавшим влияние на поколение рубежа XIX – XX веков.

После почти одновременного ухода со сцены выдающихся мастеров-акварелистов П.Ф. Соколова, К.П. Брюллова и А.А. Иванова акварель переживает очень сложный период, отмеченный серьезными изменениями в понимании задачи и предназначения искусства наметившимися в обществе. Утонченная эстетика и изысканная культура акварели с условностью и артистизмом ее языка в 1860-е годы не вполне соответствовали тем социальным задачам, которые выдвигались новой художественной эпохой. Позиции акварели оставались непоколебимыми лишь в таких традиционных для нее областях применения, как видовой ландшафт, «итальянский жанр», костюмированный портрет. Здесь заботливо сохранялись традиции, профессионализм исполнения. Тщательно разработанные «картинные» листы К.Ф. Гуна, Ф.А. Бронникова, Л.О. Перемацци, И.П. Раулова, А.А. Риццони, Л.Ф. Лагорио трактуют акварель как техническую разновидность живописи. Произведения воспринявших эту традицию художников демонстрируют очень естественную и неконфликтную смену поколений акварелистов – «консерваторов».

В середине XIX века акварель осваивает новые сферы применения – натурный этюд, иллюстрация, критический бытовой жанр, сатирические зарисовки. Каждый из этих жанров скромно обогащает технику какими-то особыми чертами. В бытовых сценках П.М. Шмельникова отрабатывается принцип взаимодействия акварели и карандашного рисунка, положенного поверх еще не просохшего слоя краски, «происходит соединение двух начал – живописного и графического». В эскизах и этюдах картин художников-передвижников естественный и даже неизбежный эффект незаконченности начинает осознаваться как особое преимущество техники, важный эстетический прием.

В 1870-е годы молодое поколение художников как бы заново раскрывает возможности акварели. Она не публична, это техника «для себя», дающая абсолютную свободу самовыражения. Так совершенно непривычного, « неизвестного» Крамского являют нам его пейзажные «Калитка в саду» (1874 г.), «Деревенский дворик во Франции» (1876 г.), «В роще Медон близ Парижа» (1876 г.), «Гапсаль» (1878 г.). Трудно поверить, что жизнерадостные многоцветные работы, исполненные вдохновенно и артистично, принадлежат кисти художника, которого в живописи отличают рассудительность, эмоциональная сдержанность, скупая цветовая гамма. Поражает не столько даже «несовременность» этих маленьких шедевров, их несоответствие живописной манере Крамского-художника и системе взглядов Крамского-теоретика искусства и общественного деятеля, сколько сама мощность его колористической одаренности, не нашедшая выход в живописной практике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Психологическая характеристика старшеклассника
Особенность этого возраста в том, что "начинается" он с изменения социальной ситуации развития. Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С.Холл, который указал на противоречивость поведения. Как уже отмечалось, что ...

Коммуникативно-прагматические составляющие межкультурной компетенции
К числу значимых тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Для большинства людей глобальность – не состояние, а потенциал. В начале XXI в. человечество существует не в мировом обществе без границ, но во множестве параллельных, пересекающихся реальнос ...

Порядок сдачи зачета по преддипломной практике
Практика завершается зачетом (с оценкой) на кафедре. Зачет должен быть сдан студентом в течение десяти дней с момента окончания практики. Комиссия, принимающая зачет, при выведении итоговой оценки руководствуется следующим: отзывом руководителя практики на предприятии (организа-ции); качеством отве ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru