Золотая педагогика

Подготовка и проведение учебно-воспитательного занятия с применением видеометода

Другое о педагогике » Использование видеометода в учебно-воспитательном процессе » Подготовка и проведение учебно-воспитательного занятия с применением видеометода

Страница 1

При подготовке к уроку или внеклассному мероприятию, на котором будут применяться технические средства обучения необходимо, прежде всего, ознакомиться с 1) санитарно-гигиеническими требованиями к организации учебно-воспитательного процесса с использованием в нём электронной техники, и 2) действующей школьной программой по профилю своей специальности, с имеющейся в кабинете аппаратурой и правилами её эксплуатации.

Санитарно-гигиенические требования к занятиям с применением технических средств обучения обращают внимание учителей на следующие факты:

1. Однообразные, монотонные телепередачи типа бесед, лекций, даже очень непродолжительные, вызывают такое же утомление, как длительные, но увлекательные. Отсюда следует, что форма передачи – проблема не только педагогическая, но и гигиеническая и физиологическая. Утомляют передачи, где слово преобладает над изображением, значительное напряжение зрения вызывает обилие схем, чертежей и текста.

2. В гигиеническом отношении важен и такой фактор, как степень утомления учащихся к моменту просмотра. Рекомендуется, чтобы до уроков с применением видеометода или вслед за ними проводились занятия, не вызывающие значительного напряжения внимания и зрения. Кроме этого у учащихся после уроков с применением экранных пособий значительно снижаются работоспособность и учебная активность.

3. Затемнение окон шторами способствует повышению температуры воздуха и увеличению его влажности, возрастает концентрация углекислого газа, поэтому необходимо соблюдать воздушный режим в помещениях, обеспечивать эффективное проветривание перед началом занятия и после его окончания.

4. Большое значение для сохранения устойчивого уровня работоспособности учащихся на протяжении урока имеет длительность восприятия информации, определяющая время показа кинофильмов, просмотра теле и видеопередач. Продолжительность использования того или иного средства обучения определяется также и характером учебного предмета. Так, телевизионные передачи по литературе и истории для учащихся старших классов не должны превышать 35 мин, по биологии и обществоведению – 30 мин, по химии и физике – 20-25 мин. Наблюдения за эффективностью уроков с применением аудиовизуальных средств показывают, что при правильной организации работы учащиеся хорошо усваивают учебный материал. Но для сохранения высокой работоспособности учащихся кроме вышеперечисленных факторов необходимо также, как и при проведении урока вообще, своевременно менять методы и приёмы учебно-воспитательной работы. При однообразной структуре урока, несмотря на интересную передачу, учащиеся быстро устают, так как утомительно в продолжение всего урока заниматься одним и тем же видом деятельности: только смотреть, только слушать или только писать. Даже старшеклассники не обладают еще достаточными навыками слушать и записывать лекции без обратной связи с педагогом.

5. Технические средства обучения желательно применять через 5-10 мин после начала урока.

6. Особое значение имеет и дозировка уроков с применением ТСО. В течение недели количество таких уроков для учащихся младших классов не должно превышать 3-4, старших классов – 4-6.

7. Необходимо учитывать, что большой объём информации и её эмоциональная окрашенность увеличивают напряжение, ускоряют темп работы (дети практически не отвлекаются), в результате возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому не следует злоупотреблять использованием видеометода, как ведущего, а необходимо чередовать различные методы и приёмы работы. Для сохранения у школьников высокого уровня внимания и работоспособности надо правильно определять продолжительность просмотра или прослушивания. Так, повторное включение проектора на занятиях следует производить с интервалами в 5-7 мин. Время просмотра кинофильмов и телепередач – 15-20 мин, прослушивания радио и звукозаписей – 12-15 мин. (время просмотра для учеников каждого класса представлено в таблице 1). Повышается уровень внимания и восприятия детей, если подобрать к звукозаписям зрительный материал: кадры из фильмов, фотографии, репродукции и т.п.

Длительность просмотра (мин.)

классы

кинофильмов

телепередач

1-2

15-20

15

3-4

15-20

20

5-7

20-25

20-25

8-11

25-30

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Разработка плана исследования особенностей образовательной сети школ г. Березовского
В настоящий момент для введения профильного образования у школ г. Березовского отсутствует информированность об его внедрении. Школы не против того, чтобы ввести профильное обучение. Объектом исследования является сегодняшнее состояние образовательных учреждений. Предметом исследования являются: 1) ...

Понятие "эвристическая технология" в психолого-педагогической литературе
Термин "эвристика" происходит от греческого heuresko - отыскиваю, открываю. В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристика может пониматься как: 1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей ...

Исследование опыта развития познавательной активности учащихся на уроках биологии
Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся на основе биологического образования и наличие необходимых научных предпосылок для решения этой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии». Исследовани ...

Навигация по сайту

© 2021 Copyright www.ecsir.ru