Золотая педагогика

Подготовка и проведение учебно-воспитательного занятия с применением видеометода

Другое о педагогике » Использование видеометода в учебно-воспитательном процессе » Подготовка и проведение учебно-воспитательного занятия с применением видеометода

Страница 1

При подготовке к уроку или внеклассному мероприятию, на котором будут применяться технические средства обучения необходимо, прежде всего, ознакомиться с 1) санитарно-гигиеническими требованиями к организации учебно-воспитательного процесса с использованием в нём электронной техники, и 2) действующей школьной программой по профилю своей специальности, с имеющейся в кабинете аппаратурой и правилами её эксплуатации.

Санитарно-гигиенические требования к занятиям с применением технических средств обучения обращают внимание учителей на следующие факты:

1. Однообразные, монотонные телепередачи типа бесед, лекций, даже очень непродолжительные, вызывают такое же утомление, как длительные, но увлекательные. Отсюда следует, что форма передачи – проблема не только педагогическая, но и гигиеническая и физиологическая. Утомляют передачи, где слово преобладает над изображением, значительное напряжение зрения вызывает обилие схем, чертежей и текста.

2. В гигиеническом отношении важен и такой фактор, как степень утомления учащихся к моменту просмотра. Рекомендуется, чтобы до уроков с применением видеометода или вслед за ними проводились занятия, не вызывающие значительного напряжения внимания и зрения. Кроме этого у учащихся после уроков с применением экранных пособий значительно снижаются работоспособность и учебная активность.

3. Затемнение окон шторами способствует повышению температуры воздуха и увеличению его влажности, возрастает концентрация углекислого газа, поэтому необходимо соблюдать воздушный режим в помещениях, обеспечивать эффективное проветривание перед началом занятия и после его окончания.

4. Большое значение для сохранения устойчивого уровня работоспособности учащихся на протяжении урока имеет длительность восприятия информации, определяющая время показа кинофильмов, просмотра теле и видеопередач. Продолжительность использования того или иного средства обучения определяется также и характером учебного предмета. Так, телевизионные передачи по литературе и истории для учащихся старших классов не должны превышать 35 мин, по биологии и обществоведению – 30 мин, по химии и физике – 20-25 мин. Наблюдения за эффективностью уроков с применением аудиовизуальных средств показывают, что при правильной организации работы учащиеся хорошо усваивают учебный материал. Но для сохранения высокой работоспособности учащихся кроме вышеперечисленных факторов необходимо также, как и при проведении урока вообще, своевременно менять методы и приёмы учебно-воспитательной работы. При однообразной структуре урока, несмотря на интересную передачу, учащиеся быстро устают, так как утомительно в продолжение всего урока заниматься одним и тем же видом деятельности: только смотреть, только слушать или только писать. Даже старшеклассники не обладают еще достаточными навыками слушать и записывать лекции без обратной связи с педагогом.

5. Технические средства обучения желательно применять через 5-10 мин после начала урока.

6. Особое значение имеет и дозировка уроков с применением ТСО. В течение недели количество таких уроков для учащихся младших классов не должно превышать 3-4, старших классов – 4-6.

7. Необходимо учитывать, что большой объём информации и её эмоциональная окрашенность увеличивают напряжение, ускоряют темп работы (дети практически не отвлекаются), в результате возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому не следует злоупотреблять использованием видеометода, как ведущего, а необходимо чередовать различные методы и приёмы работы. Для сохранения у школьников высокого уровня внимания и работоспособности надо правильно определять продолжительность просмотра или прослушивания. Так, повторное включение проектора на занятиях следует производить с интервалами в 5-7 мин. Время просмотра кинофильмов и телепередач – 15-20 мин, прослушивания радио и звукозаписей – 12-15 мин. (время просмотра для учеников каждого класса представлено в таблице 1). Повышается уровень внимания и восприятия детей, если подобрать к звукозаписям зрительный материал: кадры из фильмов, фотографии, репродукции и т.п.

Длительность просмотра (мин.)

классы

кинофильмов

телепередач

1-2

15-20

15

3-4

15-20

20

5-7

20-25

20-25

8-11

25-30

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Передача состояния времен года в картинах художников
Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких эстетических чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прис ...

Пассивные методы обучения на уроках информатики
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством о ...

Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – это период интенсивного развития психических процессов и процессов познавательной деятельности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru