Золотая педагогика

Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений

Другое о педагогике » Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей » Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений

Страница 2

Структура занятий.

Процесс становления группы как психологической общности, нормы и ценности, лежащие в ее основании, особенности межличностных отношений являются объектом пристального внимания ведущего. С этой целью на протяжении всего существования группы развивается и поддерживается групповая динамика.

Этому способствуют:

— общая структура занятия, усвоение и привыкание к которой значительно облегчает процесс адаптации и работы в группе. К середине цикла (к 4—5-му занятию) родители и дети привыкают к сценарию и настолько проникаются духом и смыслом происходящего в группе, что способны заменить психолога в проведении отдельных фрагментов занятия;

— ритуалы приветствия и прощания;

— разминочные упражнения;

— игры, требующие взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений;

— домашние задания, позволяющие сохранить ощущение сопричастности к группе в период между встречами.

Общая структура занятия включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.

Остановимся подробнее на каждом из этих элементов.

Ритуал приветствия — важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Примечательно, что в ходе развития группы контроль над его исполнением переходит к членам группы. Упражнение, выбранное для этой цели, называется «Связующая нить», выполняется с помощью клубка. На каждом занятии клубок «наполняется новым смыслом и содержанием», определяя тем самым цель встречи.

Разминка — средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние детей.

Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Разминка состоит из двух блоков.

I блок — упражнения, либо позволяющие установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, либо направленные на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения.

Используются упражнения: «Какая рука у соседа?», «Комплимент», «Ласковое имя», «Подари улыбку», «Передай предмет», «Обыграй предмет», «Передай сигнал», «Игра-танец», «Представление» и т.д.

II блок — танец.Основное содержание занятия — состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы.Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между родителем и ребенком, динамическое развитие группы.Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния членов группы.

I блок — обсуждение домашнего задания (в кругу). Родители и дети ведут дневник, который заполняется дома.

II блок — упражнения, связанные с темой занятия.

III блок — работа со сказкой.

Данная работа включает:

— прослушивание сказки-метафоры или групповое сочинение сказки;

— рисование понравившегося сюжета из сказки (в этом участвуют все члены группы, включая ведущего);

— презентация рисунков (в кругу) и обсуждение услышанной истории;

— иллюстрирование сказки (восстановление динамики сюжета с помощью рисунков членов группы).

Важным моментом является то, что рисунки развешиваются в зале, тем самым создавая удивительную, сказочную атмосферу.

IV блок — упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребенком (выполняются в парах, чаще всего на полу).

1-я часть — упражнения на вербальное общение «Поговори со мной на моем языке».

2-я часть — упражнения на невербальное общение, на тактильный контакт.

В ходе выполнения этих упражнений родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность. Но главное в этих играх — общий язык. Родители невольно и незаметно передают ребенку свое представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно, что родители заинтересованы его мнением, что принадлежат в эти минуты ему, и только ему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование, педагогика, воспитание:

История развития акварельной живописи
Акварель – одна из самых сложных и загадочных техник. Секрет ее, на первый взгляд, достаточно прост: растворенные в воде очень мелко растертые частицы пигмента создают прозрачный красочный слой, проницаемый для световых лучей, которые, отражаясь от белой поверхности бумаги, повышает интенсивность з ...

Технология развития познавательной активности учащихся на уроках биологии
В качестве примера по выявлению педагогических условий развития познавательной активности учащихся на уроках биологии представлены 2 конспекта урока, проведенных нами в 8 «А» классе лицея №3 города Оренбурга. Нами взяты конспекты именно этих уроков, так как здесь четко прослеживаются педагогические ...

Этапы решения педагогических задач
Рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Это этапы решения педагогической задачи в целом: 1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных у ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru