Золотая педагогика

Методическая организация процесса чтения художественных текстов на старшем этапе общеобразовательной школы

Другое о педагогике » Методическая организация процесса чтения художественных текстов на старшем этапе общеобразовательной школы

За последние годы, как известно, произошла существенная переоценка роли и места предмета "Иностранный язык" в содержании образования школьных учреждений нового поколения. Всё более осознаётся развивающий потенциал данного предмета. В настоящее время, в соответствии с программными требованиями к практическому овладению учащимися иностранным языком в условиях школы нового типа, обучение их самостоятельному чтению рассматривается не только как средство общения, но и как средство приобщения их к другой культуре - культуре страны изучаемого языка.

Актуальность проблемы. Проблемам обучения чтению в условиях средней общеобразовательной школы посвящены многочисленные исследования (Вайсбурд М. Л., Саланович Н. А., Цетлин В. С. и др.). Однако, проблема обучения учащихся коммуникативному домашнему чтению аутентичных текстов из художественной литературы именно на старшей стадии овладения иностранным языком, где и должны быть заложены основы зрелого чтения, менее всего изучена в научно-методической литературе. В связи с этим, как свидетельствуют наши наблюдения за учебным процессом в условиях современной общеобразовательной школы, имеются недостатки в организации и проведении домашнего чтения аутентичных художественных текстов, отсутствуют научно-обоснованные методические разработки в целях управления обучением данному виду чтения и организации его контроля для последующего осуществления личностно-ориентированного иноязычного общения учащихся на уроке в связи с содержанием прочитанного. Отсюда, интересующая нас проблема целенаправленной управляемой организации работы над самостоятельным чтением аутентичных художественных текстов на старшей стадии обучения иностранному языку в условиях школы нового типа представляется весьма актуальной.

Цель настоящего исследования состоит в теоретическом обосновании и практической разработке технологий управляемого обучения учащихся домашнему (самостоятельному) чтению аутентичных художественных текстов на старшей стадии общеобразовательной школы нового типа.

Проблема исследования заключается в выявлении возможных путей повышения качества формирования коммуникативной иноязычной компетенции учащихся 10-11 классов в ходе организации и проведения самостоятельного чтения аутентичных художественных текстов.

Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: обучение учащихся на старшей стадии коммуникативному чтению аутентичных художественных текстов может быть эффективным если в основе его организации и проведения будет лежать научно-обоснованная программа в виде упражнений-заданий к тематически связным текстам, обучающих самостоятельным рецептивным действиям по извлечению из читаемого содержательной и смысловой информации, а также умению вести личностно-ориентированную беседу в социокультурной сфере общения в связи с прочитанным.

В соответствии с вышеназванной целью и гипотезой необходимо было решить следующие задачи исследования:

1) раскрыть сущность коммуникативного чтения как вида речевой деятельности;

2) охарактеризовать содержательную сторону самостоятельного домашнего чтения на старшей стадии обучения учащихся иностранному языку;

3) разработать требования к отбору и организации текстового материала для самостоятельного чтения и последовательности его изучения в соответствии с этапами формирования рецептивных навыков и умений рассматриваемого вида речевой деятельности

4) определить наиболее рациональные пути управления обучением данному виду чтения;

5) разработать методику проведения контроля понимания прочитанного в целях осуществления личностно-ориентированного обучения учащихся устной иноязычной речи в связи с содержанием художественных текстов для домашнего чтения;

6) проверить эффективность предлагаемой системы работы по проведению домашнего чтения аутентичных художественных текстов в старших классах в ходе прохождения нами педагогической практики в школе.

Основными методами исследованиями были: I) изучение и анализ учебной программы и действующих учебников, "Книг для чтения" для 10-11 классов общеобразовательной школы-лицея; 2) наблюдения за педагогическим процессом организации и проведения домашнего чтения на уроке английского языка в средней школе № 28; 3) использование разработанной нами методической системы обучения самостоятельному чтению иноязычных художественных текстов учащихся школы № 28 с целью проверки ее эффективности.

Апробация и внедрение результатов. Основные теоретические положения и результаты исследования были обсуждены и апробированы на заседаниях студенческого научного кружка на факультете иностранных языков ДГПУ, а также на межвузовской студенческой научно-практической конференции состоявшейся в апреле 2011 в ДГПУ

Отдельные рекомендации внедрены в учебный процесс по организации и проведению домашнего чтения учителями английского языка школы №28

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами разработана методическая система управления обучением учащихся коммуникативному домашнему чтению аутентичных художественных текстов на основе учёта личностно-ориентированного подхода в осуществлении иноязычного межкультурного речевого общения в условиях средней общеобразовательной школы нового поколения.

Практическая ценность исследования. Основные идеи исследования могут быть использованы при разработке методики организации и проведения домашнего чтения на других иностранных языках, а также при составлении методических пособий для данного вида чтения в условиях школ нового типа. Кроме того, теоретические выводы данной дипломной работы могут быть применены в курсе лекций по "Теории и методике обучения английскому языку в средней школе" для студентов института иностранных языков.

Структура и объём дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографии и списка литературы.

В первой главе излагаются некоторые психолингвистические и дидактико-методические основы обучения иноязычному коммуникативному чтению на старшем этапе общеобразовательной школы нового типа.

В частности, коммуникативное чтение рассматривается как процесс сознательного восприятия графической речи, определяются его мотивационная и содержательная стороны. Анализируются основные положения наиболее важных в области лингвистики, психологии и методики работ, относящихся непосредственно к рассматриваемой проблеме.

Кроме того, здесь определены основные методические принципы обучения домашнему (самостоятельному) чтению художественных текстов.

Во второй главе даётся характеристика содержательной стороны самостоятельного домашнего чтения, определяется его операционный механизм, обосновывается необходимость управляемой организации данного вида чтения в старших классах. На основе выявленных нами трудностей самостоятельного домашнего чтения художественных текстов, с которыми сталкиваются старшеклассники, в данной главе определены требования к отбору художественных текстов для домашнего чтения, а также предлагается методика управляемой его организации и проведения на основе разработанной нами методической модели обучения.

Образование, педагогика, воспитание:

Создание положительного эмоционального фона на уроке
Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в ...

Значение обучения неслышащих детей устной речи
Определяя задачи обучения неслышащих детей произношению, прежде всего, следует напомнить о двоякой функции устной речи, которая, одной стороной, обращена к слушающему, а другой — к самому говорящему. От качества фонетического оформления речи глухого зависит (при прочих равных условиях) в какой степ ...

Комплекс упражнений для управления обучением самостоятельному чтению художественных текстов учащихся старших классов и организация контроля
Домашнее самостоятельное чтение и задания связанные с ним дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся и повышения мотивации. Самостоятельную работу учащихся с иноязычным текстом следует сделать мотивированной, целенаправленной, управляемой, а процесс контролируемым самими учащи ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru