Золотая педагогика

Дидактико-методические основы обучения иноязычному чтению в условиях общеобразовательных школ

Другое о педагогике » Методическая организация процесса чтения художественных текстов на старшем этапе общеобразовательной школы » Дидактико-методические основы обучения иноязычному чтению в условиях общеобразовательных школ

Страница 1

Прежде всего отметим, что содержание обучения иноязычному самостоятельному чтению должно отличаться мотивационно-побудительной направленностью, информативностью, высокой образовательной ценностью, аутентичностью, информационной и языковой доступностью. Воспитательно-образовательно-развивающий эффект домашнего (самостоятельного) чтения определяется как экстралингвистической (предметной) информацией, так и оптимальным выбором способа воздействия всех учебных материалов на личность обучаемого.

Принципы обучения домашнему (самостоятельному) чтению - это исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения самостоятельному чтению. Они связаны с целями, содержанием, методами и проявляются во взаимосвязи. К основным принципам можно отнести следующие:

1. Принцип воспитывающего обучения;

2. Принцип коммуникативной направленности;

3. Принцип дифференцированного и интегрированного обучения;

4. Принцип учёта родного языка;

5. Принцип сознательности;

6. Принцип активности;

7. Принцип наглядности;

8. Принцип доступности;

9. Принцип индивидуализации;

10. Принцип лингвострановедческой направленности.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

1. Принцип воспитывающего обучения в организации домашнего чтения заключается в развитии самодеятельности ученика, в воспитании его как всесторонне развитой личности. Воспитание и развитие ученика находят своё выражение в том, что иноязычное домашнее (самостоятельное) чтение способствует формированию всех сторон его личности, а также развитию его психических процессов: мышления, памяти, воображения, восприятия, чувственно-эмоциональной сферы. По мнению С. Ф Шатилова особое значение приобретает отбор текстов для чтения и содержательная сторона упражнений: они должны иметь воспитательную и нравственную ценность, развивать эстетический вкус, содержать информацию о стране изучаемого языка, её истории. Особой воспитательной силой обладают материалы о современной общественно-политической, культурной жизни народа и молодёжи Англии и Америки. Иноязычное чтение предоставляет школьникам возможность приобщиться к культуре страны изучаемого языка, познакомить их не только с её историей, географией, литературой, наукой и искусством, но и с бытом и образом жизни её народа, традициями, жизнью и деятельностью представителей разных слоев её населения.

2. Принцип коммуникативной направленности определяет содержание обучения домашнему чтению и, в частности, какие коммуникативные умения необходимо формировать, чтобы учащийся мог осуществлять общение в устной и письменной формах на основе текстового материала. При этом учёные убедительно доказывают необходимость в параллельном и взаимосвязанном овладении системой языка и системой речи для выполнения коммуникативных задач, например: как узнать о чём-то; как понять текст на уровне значения и на уровне смысла; какую выбрать стратегию в чтении, исходя из цели, которую ставит читающий; как "сжать" текст, чтобы передать главное. Чтобы общение было возможным, требуется отбор и такая организация учебного материала, при которой детям было бы о чём, с кем, для чего говорить и делать это им было бы интересно. В целях реализации принципа коммуникативной направленности в обучении иноязычному чтению главное внимание учащегося следует обращать на содержательно-смысловую сторону читаемого, а для этого следует шире использовать задания коммуникативного характера: о чём узнал, что прочитал, как к этому относишься. Не рекомендуется давать повторное прочтение текста, не меняя задания. Обучение самостоятельному чтению подчеркивает Г.В Рогова должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную и письменную коммуникацию, т.е. общение на изучаемом языке должно осуществляться на протяжении всего курса.

На продвинутом этапе обучения принцип коммуникативной направленности имеет особенное значение. Если дети младшего и среднего школьного возраста охотно делятся с учителем своими заботами, переживаниями, домашними событиями, то подросток уже не так откровенен с окружающими, особенно со взрослыми. По мнению психологов, и в частности Г.В Драгановой, они в большей степени склонны разбирать и оценивать поступки и чувства литературных героев, чем свои собственные. И хотя именно в этот возрастной период у учащихся отмечается появление особого интереса к своему внутреннему миру, к своей личности, они охотнее делятся этими размышлениями опосредованно, через характеристику литературного героя.

Страницы: 1 2 3 4 5

Образование, педагогика, воспитание:

Образование в США
Считается, что США – наилучший вариант для магистратуры и докторантуры. Многие американские университеты играют первую роль в исследовательских проектах, имеющих международное значение. Их уровень определяется отличной лабораторно-технической базой, легким доступом колледж всем мыслимым источникам ...

Анализ программ и учебников по русскому языку для 1 - 4 классов
В настоящее время в школах осуществляется обучение русскому языку по вариативным авторским программам. Нами были проанализированы учебно-методические комплексы по русскому языку для начальных классов авторов Т.Г. Рамзаевой, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой. Пр ...

Примеры игр со шнурками
Использование игры-шнуровки, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru