Золотая педагогика

Дидактико-методические основы обучения иноязычному чтению в условиях общеобразовательных школ

Другое о педагогике » Методическая организация процесса чтения художественных текстов на старшем этапе общеобразовательной школы » Дидактико-методические основы обучения иноязычному чтению в условиях общеобразовательных школ

Страница 4

- работа хором, необходимая не только на начальном этапе, но на всех этапах при обучении и отработки произношения, при чтении вслух слов, словосочетаний, предложений за учителем или диктором, при использовании звукозаписи;

- работа группы в целом при целенаправленном прослушивании тек ста, чтении текста про себя, выполнении письменного задания. Учащиеся самостоятельно выполняют одно и то же задание;

- работа в малых группах: диада (2 чел.), триада (3 чел.), кольцо (4 чел.), звёздочка (5 чел.). В таких группах возникают межличностные отношения, благоприятные для усвоения языка в общении между её членами.

- коллективная работа. Коллективная форма организации самостоятельного чтения предполагает общую цель, взаимодействие и взаимоответственность участников в решении коммуникативной задачи, обсуждение учащимися прочитанного. Коллективной называется такая деятельность, когда цель этой деятельности осознаётся как единая для всех и каждого.

Для проведения домашнего (самостоятельного) чтения все указанные формы организации работы учащихся важны: одни готовят к общению на основе прочитанного, другие - создают условия для такого общения.

7. Особое место в организации и проведении домашнего иноязычного чтения занимает принцип наглядности. Наглядность создаёт условия для чувственного восприятия, привносит вторую действительность в учебно-воспитательный процесс. В частности, формирование техники чтения осуществляется с помощью наглядности - слуховой и зрительной. Учащимся предоставляется возможность слышать, как читает носитель языка, и соотносить слышимое с конкретными предметами, картинками с изображением предметов и т.д. Пониманию читаемого фабульного текста и других текстов помогают иллюстрации. Именно зрительная наглядность в виде иллюстраций в книге, диапозитивов, диафильмов, видеофильмов привносит в класс действительность страны изучаемого языка и тем самым обогащает представления учащихся о культуре народа, язык которого изучают.

8. При обязательном среднем образовании особую роль приобретает принцип доступности. Под домашним же чтением вслед за В.М Фадеевым, мы понимаем обязательное для всех учащихся, дополнительное, постоянное и обильное чтение с целью извлечения содержательной информации. Для того, чтобы это чтение было постоянным и обязательным, оно должно быть посильным. Поэтому тексты должны быть лёгкими (адаптированными) из художественной, общественной, научно-популярной литературы, содержащие преимущественно знакомый учащимся лексико-грамматический материал. Действие данного принципа проявляется в том, чтобы обучение строилось на уровне возможностей школьников, чтобы они не испытывали непреодолимых трудностей. Однако это не означает отсутствие трудностей. Трудности должны быть; ибо только прёодолённая трудность доставляет учащемуся чувство удовлетворения от затраченного труда. Действительно, преодоление трудностей обеспечивает условия для продвижения. Учащиеся могут преодолевать трудности, как с помощью учителя, так и самостоятельно, пользуясь рациональными приёмами учения.

Принцип доступности в организации домашнего (самостоятельного) чтения проявляется, как было указано выше, в правильном отборе текстов для чтения и упражнений к ним.

Итак, в соответствии с изложенным выше, для успешной организации домашнего чтения учителю необходимо, прежде всего, учитывать принцип доступности, т.е. системности и логики изложения, связи с уже изученным и изучаемым лексическим и грамматическим материалом. Как отмечает Н.А Саланович несоблюдение этого принципа очень часто приводит к сбою в работе над чтением. К причинам этого сбоя можно отнести также нечётко сформулированные задания к тексту, их однообразность.

9. Принцип индивидуальности в проведении самостоятельного чтения играет особую роль. Согласно мнению Г.В Роговой воспитание активной всесторонне развитой личности, овладение коммуникативной функцией иностранного языка непременно предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся: каковы его природные данные, что он знает и умеет, к чему у него проявляется особый интерес.

Задача индивидуального домашнего чтения в свете гуманизации школы - предоставить учащимся свободу выбора текстов в соответствии с направленностью их личности, структурой интересов. В центре внимания -ученик-личность.

Страницы: 1 2 3 4 5

Образование, педагогика, воспитание:

Учебные тренинговые игры на уроках истории России и исторического краеведения
Сегодня практически любой учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы построения уроков. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества пре ...

Психолого-педагогические основы развития речи
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ...

Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. В педагогических работах, посвящённых вопросам такого рода обучения, оно обычно противопоставляется традиционному, ориентированному на ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru