Осознанность в обучении иностранному языку как средству общения предусматривает обязательное осмысление учащимися языкового материала в единстве его формы и функции, осознанный выбор адекватных языковых средств для решения учебно-коммуникативных задач, обеспечение сознательной ориентации в языке, сознательной систематизации языкового материала. При этом в процессе домашнего (самостоятельного) чтения сознательность характеризуется не только знанием и пониманием содержания читаемого, но и тем смыслом, который данный текст приобретает для учащихся (учащиеся всегда должны видеть смысл в том, что они делают). Таким образом, важно создать условия, в которых чтение того или иного аутентичного художественного текста приобретает для учащихся личностный смысл. Только в этом случае предлагаемые упражнения, задания принимаются учеником, все его психические процессы приходят в движение и обучение оказывает развивающее влияние на личность.
Принцип сознательности предполагает отбор содержательно ценного для обучения материала, обеспечивающего развитие познавательных способностей учащихся. Принцип сознательности обеспечивает целенаправленное восприятие и осмысление изучаемых явлений, их творческую переработку в ходе выполнения речевых действий: от осознанного овладения действием к автоматизированному его выполнению; от формирования отдельных компонентов деятельности к их объединению.
Осознание, осмысление читаемого должно обеспечиваться:
- через ситуативную обусловленность предлагаемого учебного материала, использование реальных и условно-реальных (воображаемых) ситуаций. Осмысление и осознание в этом случае - результат аналитической работы мышления;
- через контекст и другие языковые средства (синонимы, антонимы, определения, словообразовательные элементы), способные обеспечить догадку и подвести учащегося к осмыслению. Этот приём мобилизует познавательные силы учащихся, так как он связан с активной мыслительной деятельностью. Нельзя не согласится с мнением Г.В Роговой относительно того, что изучение иностранного языка на сознательной основе обеспечивает учащемуся осуществление самоконтроля и самокоррекции.
6. В обучении иноязычному самостоятельному чтению особая роль принадлежит принципу активности. Овладение изучаемым языком возможно в том случае, если каждый учащийся является активным участником учебного процесса, если он вовлечён в речевую деятельность на протяжении всего курса обучения и она выполняется им с желанием и интересом, а для этого сама деятельность должна быть мотивирована во всех точках учебного процесса и иметь для выполняющего её личный смысл .
Одним из возможных путей повышения активности учащихся в процессе домашнего (самостоятельного) чтения является проблемное обучение: использование текстовых проблемных заданий предлагаемой нами методической системы, т.е. таких заданий, обязательным компонентом которых является проблемная задача. Противоречие, характерное для текстовой проблемной задачи, может быть объективно заложено в самом тексте: постановка проблемы без её решения или с частичным решением, наличие имплицитной информации и т.д. Такие тексты называют текстами с мыслительной задачей. Как отмечает И.И Меркулова противоречие также может быть создано учителем с помощью специальной обработки или" презентации текстового материала: удаление некоторых кусков текста, привлечение наглядности, не полностью совпадающей с содержанием текста, столкновение нескольких текстов, представляющих различные точки зрения на проблему и т.д
Речевая активность возникает при устном общении и чтении и во многом определяется интеллектуальной и эмоциональной активностью. Интеллектуальная активность достигается постановкой проблемных вопросов в связи с прочитанным, чтением содержательных текстов и их интерпретацией, самодеятельностью и самоорганизацией учащихся. Эмоциональная активность возникает тогда, когда учащиеся получают удовольствие от выполняемой работы. Для повышения активности необходима интенсификация учебной деятельности каждого ученика, что достигается использованием разных режимов работы, предлагаемых Г.В Роговой:
Образование, педагогика, воспитание:
Жанровая типология церковной музыки православного обряда
Главная цель литургических жанров – выразить видимыми и слышимыми средствами невидимое и неслышимое. Они указывают на ту Божественную реальность, которая присутствует в центральном христианском таинстве – Евхаристии. С помощью богослужебных жанров эта реальность является людям, а они, в свою очеред ...
Методическая типология грамматического материала
Вопросы ознакомления обучающихся с новым языковым материалом тесно связаны с проблемой типологии материала и его методической организацией. Важность методической типологии языкового материала объясняется стремлением рационализировать педагогический процесс, повысить его эффективность. Группировка я ...
Современные подходы к организации наглядного метода
обучения
Проблема использования наглядности на уроках истории является «вечной». Всплеск интереса к этой теме в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Н.И. Аппарович, Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, Д.Н. Никифоров и ...