Золотая педагогика

Методическое осмысление вопроса формирования и развития грамматического строя речи школьников

Другое о педагогике » Развитие грамматического строя речи учащихся на уроках русского языка » Методическое осмысление вопроса формирования и развития грамматического строя речи школьников

Страница 2

Что же касается анализа ошибок и проведения работы по их устранению и объяснению, то в устной речи и письменных работах у учеников грамматические ошибки на уровне предложения можно классифицировать по нескольким видам:

1. Пропуск слов в предложении, слитное их написание.

2. Отсутствует обозначение границ предложения или они обозначаются произвольно.

3. Нарушена связь слов в предложении, выраженная ошибками управления и согласования членов предложения в числе, роде, падеже.

Все виды ошибок указывают на недостаточное развитие у учеников лексико-грамматической стороны речи, несформированности четких представлений о соответствующих грамматических формах слов и их звуковой или буквенной оболочке.

Но следует сказать, что все предложенные выше разновидности уроков, классификации ошибок, схематические варианты и алгоритмы составления упражнений больше характерны для учащихся начальной школы и школьников младших классов среднего звена.

Старшеклассники же нуждаются в особой методике развития речи вообще и ее грамматического строя в частности. В условиях современного образования, когда Единый государственный экзамен по русскому языку стал обязательным для всех, мы должны ориентировать ученика на успешное прохождение этого экзаменационного испытания и вырабатывать навыки по конкретному алгоритму заданий теста. Не последнее место в тесте ЕГЭ занимают задания по культуре речи, где проверяется не столько конкретное знание риторики, орфоэпии или стилистики, сколько свободное ориентирование ученика в пространстве современного нормированного русского языка и речевое развитие школьника, проходящего испытание.

Двоякая функция ЕГЭ – аттестовать выпускников общеобразовательных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе – определяет структуру и содержание экзаменационной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются задания повышенного и высокого уровня сложности, обладающие большой дифференцирующей силой, способные выделить из числа экзаменующихся наиболее подготовленных.

В работе использованы три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

Большая часть заданий с выбором ответа проверяет языковую компетенцию экзаменуемых: умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении, а также способность выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме. Несколько заданий с выбором ответа проверяют лингвистическую компетенцию – способность опознавать языковые единицы и классифицировать их и коммуникативную компетенцию – способность понимать высказывание, связно и логично строить текст. В целом задания с выбором ответа проверяют подготовку по родному языку на базовом уровне.

Именно поэтому мы считаем необходимым на уроках русского языка, посвященных развитию речи, обращаться к читательскому опыту учеников и привлекать к анализу литературные тексты, которые параллельно изучаются по литературе.

Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

выражать и аргументировать собственное мнение;

последовательно и логично излагать мысли;

использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника.

Мы, отыскивая пути разрешения проблемы эффективности формирования и развития грамматического строя речи учащихся на уроках русского языка, вслед за методистом В.А. Ачкасовым считаем допустимым предположить следующее:

1. Одной из важнейших линий должно стать взаимосвязанное, систематическое обогащение синтаксического строя речи школьников и развитие их читательских умений, позволяющих постигать структуру художественного текста. Это предположение опирается на анализ реальных процессов речевой и читательской деятельности, на суждения ученых о строении художественного произведения, выражающим его жанрово-стилистическую природу: оно согласуется с теорией структуры высказывания М.М. Бахтина, относящейся ко всем видам речевой деятельности, от реплики в разговоре - до художественного произведения.

2. Если принять во внимание тот факт, что синтаксическая конструкция в художественном тексте, подчиняясь лингвистическим законам, в то же время перестает быть изолированной единицей, так как входит в целостную структуру и становится ее частью, реализует художественно-эстетические функции (В.В Виноградов), то механизм этой реализации, сущностное свойство искусства слова можно показать только во взаимодействии уроков русского языка и литературы.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Изучение социально-значимых качеств личности
В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Данное исследования я начала проводить в 2009–10 уч. году. В течение первого года работы с это группой детей мы совместно с воспитателем осуществляли подборку сюжетно-ролевых игр, которые, на наш взгляд, подходил ...

История становления и развития музыки православной церкви на Украине и в России
Вопросам истории церковного пения в России и на Украине посвящён ряд работ, созданных в большинстве своём в XIX , начале ХХ веков. Это исследования Д. Аллеманова, В. Металлова, А. Преображенского, Д. Разумовского, Н. Финдейзена. Во второй половине ХХ века эта сфера музыкальной культуры рассматривал ...

Условия формирования опыта
Базой опытно-экспериментальной работы послужила средняя общеобразовательная школа №5 города Ершова. В реализации опытно-экспериментальной программы принимала участие Бутенко Елена Эдуардовна. В школе работает с 1986 года. Окончила Ташкентский педагогический институт имени Низами. Имеет высшую квали ...

Навигация по сайту

© 2022 Copyright www.ecsir.ru