Золотая педагогика

Методическое осмысление вопроса формирования и развития грамматического строя речи школьников

Другое о педагогике » Развитие грамматического строя речи учащихся на уроках русского языка » Методическое осмысление вопроса формирования и развития грамматического строя речи школьников

Страница 1

В свою очередь исследователь-методист Е.Е.Вишневская выделяет три типа уроков формирования грамматического строя речи:

уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения)

уроки закрепления практических грамматических умений

уроки повторения и контроля усвоения грамматических

обобщений и практических умений.

Наиболее значимыми для формирования практических грамматических умений являются уроки закрепления, предполагающие автоматизацию и конкретизацию изученных грамматических закономерностей и обобщений в системе тренировочных упражнений.

В учебной практике массовой школы для развития мышления и речи учащихся в процессе изучения грамматики используются различные формы и способы активизации их мыслительной и речевой деятельности.

Одной из основных форм закрепления грамматических умений и навыков являются грамматические упражнения.

«Грамматические упражнения подразделяются на аналитические и синтетические. Первые: распознавание грамматических средств и форм в различных текстах, объяснение их значений и целесообразности употребления, устный и письменный грамматический разбор отдельных слов (по составу и по частям речи), словоформ, словосочетаний и предложений – разбор выборочный (тематический) и полный, анализ текста - сложного синтетического целого, анализ предложений и текста ученических сочинений с целью его совершенствования. Вторые: образование грамматических форм слова – склонение имен существительных, прилагательных, местоимений, числительных, спряжение глаголов, образование причастий, деепричастий и пр., употребление образованных морфологических форм в собственных предложениях и текстах, построение словосочетаний различных типов и предложений простых и сложных, их перестройка в различных вариантах, исправление обнаруженных грамматических ошибок в текстах ученических сочинений.».

Классификация грамматических упражнений осуществляется как по характеру деятельности учащихся (классификация М.Р.Львова), так и по характеру формируемых знаний. По этому принципу Г.А.Фомичева выделяет две большие группы упражнений: морфологические и синтаксические. В школах морфологические и синтаксические упражнения в чистом виде используются редко, поэтому при классификации учитывается ведущее задание.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя родного языка. По своему содержанию морфологические упражнения бывают двух видов:

- упражнения по изучению морфемного состава слова

- упражнения по изучению частей речи.

Упражнения по изучению состава слова помогают детям в практическом овладении процессом словообразования, с их помощью у детей закрепляются представления о значимых частях слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Упражнения по изучению частей речи позволяют на практике закрепить умения детей в объединении слов в отдельные грамматические категории, овладеть такими грамматическими понятиями, как падеж, число, род, лицо, склонение и т.п.

Задачей синтаксических упражнений является закрепление теоретических сведений, которые дети получили по синтаксису и уточнение представлений детей о структуре несложных по своему построению и составу предложений и словосочетаний. Выполняя синтаксические упражнения, дети тренируются в составлении словосочетаний и предложений, овладевают составом предложения, на практике закрепляют знания о главных и второстепенных членах предложения.

Г.А.Фомичева выделяет шесть видов синтаксических упражнений

в составлении словосочетаний:

- составление словосочетаний из данных рядов слов путем

объединения их по смыслу и при изменении формы слова,

- составление словосочетаний по данному главному слову

путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов,

- составление словосочетаний по данному зависимому слову

(существительному, прилагательному, наречию) путем подбора главного слова,

- составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим постановки имен существительных в разных падежах,

- составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определенного предлога,

- составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке.

Кроме упражнений на составление словосочетаний, Г.А.Фомичева называет семь основных видов синтаксических упражнений на составление предложений:

- составление полного ответа на вопрос учителя,

- распространение предложений по вопросам при помощи данных слов,

- составление предложений из данных слов, словосочетаний,

- восстановление деформированного текста,

- подбор подходящего по смыслу пропущенного в предложении слова,

- составление предложений с однородными членами из двух-трех простых предложений,

- составление предложений на определенную тему, по картинкам, замена формы одного предложения формой другого.

Исследователь подчеркивает, что синтаксические упражнения, кроме закрепления грамматических умений детей, играют большую роль в развитии речи и формировании грамматического строя речи учащихся.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Динамика физической подготовленности детей 6 лет в процессе педагогического эксперимента
Анализ достоверности внутригрупповых различий физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах, осуществляемый по интегральным показателям, позволил выявить следующее (табл. 6). По количеству и уровню достоверно изменившихся показателей за учебный год выявлено преимущество дете ...

Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории
При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обуч ...

Главные задачи и основы содержания уроков чтения
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых учащихся. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. ...

Навигация по сайту

© 2022 Copyright www.ecsir.ru