Золотая педагогика

Технология развития познавательной активности учащихся на уроках биологии

Другое о педагогике » Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии » Технология развития познавательной активности учащихся на уроках биологии

Страница 2

С давних времен за кровью признавалась могучая и исключительная сила. Действительно, кровь – это самая удивительная ткань нашего организма. Как нельзя представить себе государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

Кровь обладает интересными свойствами, о которых предстоит узнать.

Состав крови. При центрифугировании кровь разделяется на 2 слоя: верхний слой – слегка желтоватая жидкость называемая плазмой и нижний слой – форменные элементы крови. Осадок красного цвета образован эритроцитами. На границе между плазмой и эритроцитами – тонкая светлая пленка, состоящая из лейкоцитов и тромбоцитов.

Эритроциты (красные кровяные тельца) – самые многочисленные из форменных элементов. Не содержат ядра и имеют форму двояковогнутых дисков. В эритроцитах содержится железосодержащий белок – гемоглобин, который обеспечивает главную функцию эритроцитов – транспорт газов, в первую очередь кислорода.

Лейкоциты – белые клетки крови. Существуют две основные группы лейкоцитов: гранулоциты (зернистые лейкоциты) и агранулоциты (незернистые лейкоциты) – моноциты, лимфоциты.

Если в организм попадают бактерии, то на них сейчас же нападает полчище лейкоцитов, пожирая и переваривая их. Это явление открыл выдающийся русский биологи И.И. Мечников и назвал фагоцитозом, а сами лейкоциты фагоцитами.

Тромбоциты – красные кровяные пластинки. Без ядра, неправильной формы, играют важную роль в свертывании крови, тем самым, защищая организм от опасной для жизни кровопотери.

Предлагается ученикам заполнить таблицу «Форменные элементы крови» (Таблица 1), пользуясь текстом учебника, таким образом: первый ряд пишет про эритроциты, второй – про лейкоциты, а третий – про тромбоциты. Затем один ученик с каждого ряда зачитывает получившиеся ответы, остальные внимательно слушают и дополняют свою таблицу.

Таблица 1 – Форменные элементы крови

Название клеток

Количество (в 1 мм3)

Функция

Где образуются

Эритроциты (красные кровяные клетки)

4,5–5 млн. – муж. 4 – 4,5 млн. – жен.

Транспорт кислорода

Красный костный мозг

Лейкоциты (белые кровяные тельца)

4 – 8 тыс.

Распознавание, уничтожение чужеродных тел

Лимфатические узлы, тимус, красный костный мозг

Тромбоциты (кровяные пластинки)

300 – 400 тыс.

Свертывание крови

Красный костный мозг

Лабораторная работа.

С целью ознакомления со строением эритроцитов человека и лягушки, а так же с чертами их различия проводится лабораторная работа. Микроскопы стоят на партах, препараты крови человека и лягушки заранее подготовлены. Задание для учеников: внимательно рассмотреть под микроскопом эритроциты человека и лягушки, зарисовать в тетради. Затем ответить на вопрос: «Чья кровь переносит больше кислорода и почему?». Ответы в качестве вывода записать в тетрадь.

Выводы:

1 Эритроциты человека в отличие от эритроцитов лягушки не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму.

2 Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется с одной стороны тем, что эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны, утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое кол-во молекул кислорода. Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее, хотя крупные размеры не подавляют им иметь большую поверхность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Материалы и оборудование для работы акварелью
Акварель – прекрасный материал для работы на пленере. Она дает возможность быстро и точно передать состояние природы. Этюды акварелью пишутся в технике «а-ля прима» или «по-сырому». Основой для акварели является бумага, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой фор ...

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Мероприятия Возрастные группы Периодичность Кто проводит Обследование 1. Обследование уровня физического развития, физической подготовленности детей 2. Диспансеризация Все Ср., ст., подгот. 2 раза в год (сентябрь, май) 1 раз в год Ст. медсестра Воспитатель по физической культуре Воспитатели групп С ...

Создание положительного эмоционального фона на уроке
Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru