Золотая педагогика

Психологические факторы тестовых заданий

Другое о педагогике » Психологические факторы тестовых заданий

Страница 1

Тестовые задания можно рассматривать как разновидность сообщений или текстов, адресованных учащимся с определенной целью. Цель этих сообщений состоит в том, чтобы проверить и оценить их знания по соответствующим разделам учебного материала. Но вначале эти сообщения должны быть правильно (адекватно) поняты учащимся. Если этого нет, то трудно ожидать, что цели оценки будут реализованы и достигнуты.

Подход к тестовым заданиям как информационному сообщению, которое вначале должно быть воспринято и понято учащимся, а затем на него должна последовать ответная реакция соответствует информационному подходу к рассмотрению общения. По модели общения, как деятельности по обмену информацией, в его структуре различают следующие составляющие: источник информации, сообщение, передающие каналы и тот или те, кто эту информацию принимает (индивид, группа индивидов, аудитория слушателей). По этой модели эффективность общения зависит от характеристик этих составляющих. Так, например, источник информации оценивается в этом случае по шкале «доверие – недоверие», а сообщение – по шкале «понимание-непонимание». Доверие или недоверие к источнику информации зависит в основном от того, воспринимают ли те, кому предназначена информация, как «своего» или «чужого».

Этот фактор имеет незначительное влияние в ситуациях обучения и проверки знаний. Более того, психологи считают, что в ситуациях проверки знаний наиболее благоприятным является нейтральное отношение к источнику информации (что, собственно, и реализуется в полной мере при использовании тестов и тестирования). Хотя, заметим, и этот фактор нельзя недоучитывать. Неизвестный в данном случае источник информации (авторами тестов является, как правило, группа или коллектив специалистов) не означает то же самое, что «нейтральный». Неизвестность часто ассоциируется учащимися с тревожным фактором и угрозой. Неизвестность и неизвестное многих страшит, а поэтому для снижения отрицательного влияния этого фактора следует, видимо, сообщать учащимся, кто является автором тестов – учитель-предметник, или группа учителей-предметников данной школы, или опытные специалисты специального центра по разработке тестов. Имеет смысл сообщать также, что данные тесты были уже опробованы в других классах или школах и в них заложено только то содержание, которое уже освоено школьниками. При этом целесообразно конкретизировать те темы и разделы, по которым проводится проверка знаний. понимание тестовый задание логика

Более значимыми для контроля с помощью тестов являются характеристики сообщения. В тестах функция сообщений представлена в формулировках (утверждениях, вопросах и/или текстах) тестовых заданий. Сообщения, как уже отмечалось выше, оцениваются по шкале понимания-непонимания. С этой точки зрения понимание может быть полным, неполным, частично или значительно затрудненным, искаженным и т.д. Эти характеристики зависят от того, какие барьеры возникают у учащихся на пути понимания сообщений. Известный советский историк и психолог Б.Ф. Поршнев предложил следующую классификацию этих барьеров: он выделяет фонетический, семантический, стилистический и логический факторы (уровни), определяющие понимание-непонимание. Рассмотрим, что означают эти уровни применительно к тестам и тестированию.

Фонетический уровень. Обусловленное этим фактором влияние на понимание возникает в ситуации, когда затруднения возникают на фонетическом уровне. Наиболее типичным является случай, когда непонятен сам язык сообщения. Неполное понимание или искаженное понимание может возникать, когда говорят быстро, невнятно, с акцентом или когда используются незнакомые или несоответствующие контексту слова, затрудняющие правильное понимание текста в целом. С учетом сказанного трудно предположить, что формулировка какого-то задания окажется непонятной на фонетическом уровне. Поэтому и примеры такого рода формулировок практически невозможно воспроизвести. Исключение представляют задания на языке, не известном тестируемому. Такое может быть в тестах по иностранному языку. Однако в этом случае это не недостаток теста или отдельных формулировок, а показатель неподготовленности по данному предмету самого учащегося.

Семантический уровень. Такое непонимание возникает, например, в связи с многозначностью слов языка. Некоторые слова многозначны по смыслу и их понимание зависит часто от контекста и его понимания. «Смысловые поля» слов у разных людей различны. Поэтому одни и те же слова могут пониматься по разному. Непонимание на стилистическом уровне может возникать и при использовании текста, в котором используются специальные научные термины или профессиональный жаргон. В этом случае специалистам такой тест будет совершенно понятен, а неспециалистам (к числу которых можно отнести и учащихся) – нет.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Педагогика игры
Одна из главных сфер воспитания детей до школы — игра. Поэтому при разработке проблем общественного дошкольного воспитания, естественно, к ряду главных относятся воспитательные возможности игры. Учитывая эти возможности, следует рассматривать игру как форму воспитания, как средство для решения опре ...

Индивидуальные особенности двигательной активности
Раскрывая закономерности двигательного поведения детей, нельзя не остановиться (хотя бы кратко) на индивидуальных особенностях проявления суточной двигательной активности. Доказано, что на формирование индивидуальных особенностей (способностей, характера, формы поведения, в том числе двигательного) ...

Параметры, позволяющие диагностировать развитие креативности в процессе музыкального школьного образования
Креативность является научно установившейся категорией в психологической науке. Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности (творческости). Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики. ( ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru