Метод примера – предъявление образца поведения и деятельности.
Формы применения: личный пример (родители, воспитатели и т.д.), словесно-обобщённый.
Условия эффективного применения: привлекательность образа, реалистичность его оценки, ненавязчивость его примера, недопустимость «лобового» противопоставления примера уровню воспитанности конкретного воспитанника.
Методы педагогического стимулирования:
Метод перспективы – выдвижение цели, способной вовлечь воспитанников в совместную деятельность.
Виды: близкая, средняя, далёкая.
Условия эффективного применения: реальность перспективы, интерес к перспективе, усложнение перспектив, возможность проявления инициативы и творчества воспитанником.
Поощрение – способ выражения положительной оценки деятельности, признания заслуг.
Формы применения: моральные (похвала, одобрение, объявление благодарности, предоставление дополнительных прав), материальные.
Условия эффективного применения: объективность поощрения, соответствие поощрения заслугам воспитанника, гласность поощрения, строгое соблюдение меры.
Педагогическое требование – способ чёткого указания воспитаннику или коллективу, что и как надо делать.
Формы применения: прямое (указание, приказание, распоряжение), косвенное (намёк, совет, рекомендация).
Условия эффективного применения: уважение к личности воспитанника, опора на общественное мнение, единство требований, чёткость, ясность и понятность словесной формулировки требования, его посильность.
Методы педагогической коррекции:
Замена интереса (доминанты) – преобразование установки, актуальной потребности личности для переключения внимания и формирования нового стереотипа поведения.
Условия эффективного применения: реальность, значимость и ненавязчивость нового интереса, нейтрализация раздражителей, усиливавших прежнюю доминанту.
Критика – оценка проступка с помощью негативного суждения о нём.
Формы применения: прямая, косвенная (юмор, ирония, сатира)
Условия эффективного применения: осознание воспитанником своей вины, разумная опора на коллектив воспитанников, учет его зрелости, преобладание суждения над осуждением, предупреждение проявления в критике излишней жестокости.
Наказание – способ коррекции негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки её поступков.
Формы применения: меры словесного наказания (замечания, порицание, выговор), наказание по логике естественных последствий, ограничение в правах, наложение дополнительных обязанностей.
Условия эффективного применения: осознание вины и раскаяние провинившегося, опора на коллективное мнение, учет зрелости воспитанника и коллектива, объективность и справедливость наказания, его соразмерность проступку, учет эмоционального состояния.
Методы воспитания необходимо использовать в системе, поскольку результативность каждого метода зависит от того, насколько тесно он взаимодействует с другими методами. Каждый отдельный метод приобретает педагогическую силу только действуя в единстве с другими методами, т.е. важным условием эффективности любого из методов является его сочетание с другими.
Процесс воспитания в вузе
Исторический опыт показывает, студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодёжи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского государства. Однако сегодня гражданская пассивность студенчества угрожает обществу потерей целого поколения полноценных граждан, ведёт к ограниченности интеллектуальных интересов, правовому и социальному нигилизму.
Студенческий возраст – период активного формирования личности, осознания себя и сложившейся личностью, и гражданином страны, и компетентным специалистом. Поэтому так важно не упустить это время, осуществляя в высшем учебном заведении поддержку в развитии и формировании личности каждого студента. И, в первую очередь, этому может способствовать грамотно выстроенный процесс воспитания студентов. В этом случае вуз становится центром создания воспитательной среды, обеспечивает полноценные условия для творческого, научного, физического и др. развития личности как альтернативы проявлению асоциального и антисоциального поведения.
Образование, педагогика, воспитание:
Критерий Коши равномерной сходимости функциональной последовательности
Теорема 1. Для того чтобы функциональная последовательность Sn (х) равномерно сходилась на множестве Х, необходимо и достаточно, чтобы для 0 , , N и выполнялось неравенство: . Доказательство необходимости Пусть последовательность функций Sn (x) равномерно сходится на множестве Х, где Х - область оп ...
Активные методы обучения на уроках информатики
Активный метод это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учите ...
Общая характеристика речевого развития младших школьников
Как отмечает Р. С. Немов, «с поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и ...