Нередко методические приемы и методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (литература, произведения музыкального и изобразительного искусства, средства массовой информации и др.)
В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и их версий накоплено достаточно, и разобраться в них позволяет их упорядочивание, выстраивание по определённому признаку системы методов, их классификации.
Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое, и, тем самым, способствовать осознанному выбору и эффективному применению, так как педагог понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.
Рассмотрим одну из часто встречающихся в современной педагогике классификаций методов воспитания, основанную на комплексном подходе к самому процессу воспитания и заключающемся в единстве стимулирования, формирования сознания и поведения и коррекции в воспитательном процессе.
|
Методы воспитания | |||
|
основные |
вспомогательные | ||
|
Методы формирования сознания |
Методы формирования поведения |
Методы педагогического стимулирования |
Методы педагогической коррекции |
|
- убеждение; - внушение; - метод проблемных ситуаций |
- инструктаж; - упражнение; - метод примера |
- перспектива; - поощрение; - требование |
- замены интереса (доминанты); - критика; - наказание |
Методы формирования сознания:
Убеждение – способ словесного воздействия на разум, чувства и волю воспитанника.
Формы применения: беседа, рассказ, диспут.
Условия эффективного применения: недопущение морализирования, правдивость и искренность, доверительность и такт, единство рационального и эмоционального.
Внушение – способ словесного воздействия на психику.
Формы применения: прямое, косвенное, самовнушение.
Условия эффективного применения: доверительность отношений, педагогический такт, владение техникой внушения.
Метод проблемных ситуаций - моделирование человеческих отношений на основе конкретной противоречивой ситуации.
Виды: аналитические, оценочные, прогностические, альтернативные.
Условия эффективного применения: соответствие содержания ситуации конкретной задаче воспитания, доверительность отношений, такт, правильная редакция текста ситуации, предупреждение облегчённого подхода воспитанников к анализу ситуации.
Методы формирования поведения:
Инструктаж – сочетание объяснения с показом образцов деятельности и поведения.
Условия эффективного применения: ясность и четкость указаний педагога, сочетание слова, образа и практического действия.
Упражнение – многократное повторение и закрепление ценных способов деятельности по образцу.
Формы применения: режим, поручения, практические занятия.
Условия эффективного применения: систематичность и последовательность организации упражнений, посильность и постепенное усложнение упражнений.
Образование, педагогика, воспитание:
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с нарушением интеллекта
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...
Методика профессионального обучения. Понятия профессии
Методика – это совокупность методов для достижения какой-либо образовательной цели. МПО – дисциплина, которая занимается вопросами отбора содержания, выбора методов, средств, организационных форм в соответствии с дидактическими принципами и относиться к психолого-педагогическому циклу. Методики под ...
Модели личностно-ориентированной педагогики
С методологической точки зрения удобно воспользоваться подходом И.С. Якиманской, которая считает, что все «существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три группы: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая» (Якиманская И.С 1995). Социа ...