Золотая педагогика

Общая характеристика процесса воспитания

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Общая характеристика процесса воспитания

Страница 5

Цели воспитания в вузе:

Гуманизация образования – воспитание как процесс формирования ценностей, утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей.

Самовоспитание студентов через создаваемую систему взаимоотношений.

Становление демократических основ жизнедеятельности вуза.

Социокультурное сотрудничество личности студента и вузовского сообщества.

Интеграция контингента студентов, корпоративность общности студентов, преподавателей и всех структурных подразделений.

Психолого-педагогическая поддержка; грамотное и системное оказание помощи студенту в освоении им жизненно необходимых взглядов и навыков.

Расширение мировоззрения будущих специалистов.

Приобщение к богатству национальной и мировой истории и культуры, овладение коммуникативными основами.

Опираясь на вышеперечисленные цели процесса воспитания в вузе можно выделить некоторые направления деятельности вуза по достижению этих целей:

- комплекс мероприятий по морально-нравственному и этическому воспитанию студентов;

- обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;

- обеспечение при проведении учебных занятий акцента на воспитание у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества и т.д.

Общеизвестно, что радикальные изменения воспитательной практики возможны только при системном характере мышления и действий участников педагогического процесса. Многие педагогические коллективы стали использовать системный подход в организации своей деятельности, что привело к утверждению в широкой практике такого педагогического феномена, как воспитательная система. Ее наличие в образовательном учреждении дает возможность более качественно заниматься вопросами, связанными с подготовкой специалистов, и быть более конкурентоспособным в сфере образовательных услуг.

Воспитательная система уже не может быть только желательной добавкой к учебному процессу, в современных условиях она является важнейшим условием функционирования образовательного учреждения, выполняя консолидирующую роль. Именно поэтому создание воспитательной системы должно стать главной заботой в любом учебном заведении.

Анализ исследований, посвященных проблемам становления и развития воспитательной системы, сложившегося опыта позволяет выделить следующие аспекты.

1. Сущностные черты воспитательной системы.

Определенность мировоззренческих вопросов.

Качество педагогических условий (комфортность студентов и сотрудников); самореализация.

Культурологическое обоснование содержания образования.

Наличие социально значимой среды.

Инновации, развитие контактов: научных, творческих, методических и др. с НИИ, ВУЗами, другими учебными заведениями.

Наличие самоуправления.

Современное содержание воспитания.

2. Содержание воспитательной системы.

Цели и задачи педагогической деятельности.

Педагогические идеи (принципы педагогической деятельности).

Системообразующий вид деятельности.

Доминантный компонент.

Современное содержание воспитания.

Модели специалистов.

3. Структура воспитательной системы.

Структурный ряд по вертикали (кто действует).

Структурный ряд по горизонтали (как действует).

4. Этапы воспитательной системы.

Разработка модели (общая схема).

Становление воспитательной системы (конкретизация, уточ нение деталей).

Развитие воспитательной системы (корректировка и допол нения).

Нормативно-правовое и кадровое обеспечение воспитательной системы.

Критерии эффективности воспитательной системы.

В «Концепции воспитания в непрерывном образовании» утверждается, что в основе воспитания должны быть диалектичность миропонимания, гуманистические подходы, сформулированные в мировой и отечественной педагогике, положения гуманистической психологии XX в., теория деятельности А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Типы педагогических задач и их характеристика
По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные. Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом п ...

Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
Логическим итогом технологии конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. Сами подходы к планированию учебной и внеучебной деятельности школьников обусловлены су ...

Свойства равномерно сходящихся функциональных последовательностей и рядов
Теорема 4. Если функции непрерывны в точке и функциональный ряд равномерно сходится на множестве Х, то его сумма S (х) тоже непрерывна в точке . Доказательство. Пусть - частичная сумма функционального ряда. В соответствии с условиями теоремы, функциональный ряд равномерно сходится, значит, выполняе ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru