Вследствие изучения теоретического материала, подтверждается мнение о том, что имидж - достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы.
Нет однозначного определения имиджа педагога, но довольно четкое, на наш взгляд, из всех указанных определений - имидж педагога – это образ одного учителя, в сознании которого происходит выбор определенной манеры поведения, выраженной в индивидуальном стиле деятельности, (в одних случаях осознанный, а в других носящий случайный характер); который находит конкретное внешнее проявление через физический облик педагога, его речь, выразительность его движений, мимики в совокупности с его эстетическим оформлением (одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности); а также через предметно-пространственную среду, в которой осуществляется профессиональная деятельность этого учителя, что в принципе и составляет моменты структуры имиджа педагога. Но все же главным для имиджа педагога становится его коммуникативная составляющая, закладывающаяся на Я-концепции.
В процессе изучения было уяснено, что профессиональная Я-концепция педагога - целостное представление учителя о себе как о личности, члене общества, работнике, профессионале. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты:
1) Я - реальное - установки, связанные с тем, как педагог воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус; его представлениями о том, каков он на самом деле.
2) Я - зеркальное - установки, связанные с представлениями учителя о том, как его видят ученики, коллеги и другие.
3) Я - идеальное - установки, связанные с представлениями педагога о том, каким он хотел бы стать.
Даже если учитель не задается целью сконструировать определенный имидж, но, анализируя свою Я-концепцию, что-то изменяя в ней, придерживаясь определенных моральных и ценностных установок при общении с учениками, так или иначе, он формирует определенный образ, приписываемый ему окружающими.
Также было выяснено, что на восприятие учениками образа учителя влияют определенные факторы, вследствие которых был сформирован определенный имидж. В первую очередь это мотивация педагога, а затем, по цепочке, осознанность своих действий и оценка возможностей по созданию индивидуального стиля, выбор модели поведения. При этом учитывается то, что педагогу, так или иначе, приходится подстраиваться под тех, кого он воспитывает и обучает. А укрепить определенный имидж педагога позволяют положительные результаты совместной работы с учениками. В итоге формирование имиджа закладывает индивидуальный стиль педагогической деятельности.
При этом следует помнить, что имидж должен исходить из внутреннего его принятия, а не банального копирования желаемых черт.
Образование, педагогика, воспитание:
Дидактические процессы в предмете физическая культура
Спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это он совсем недавно попал в область внимания социологов. До сих пор существует мнение, что он прерогатива спортивных наук. Все же сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной те ...
Омонимы в русском языке
В лексической системе русского языка есть слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Такие слова называют лексическими омонимами, а звуковое и грамматическое совпадение языковых единиц, которые семантически не связаны друг с другом называется омонимией. (Гр. – homos – оди ...
Экспериментальное обоснование роли семейного физического воспитания в
малокомплектной школе
В таблице 2 указаны уровни сформированности навыков здорового образа жизни родителей на констатирующем этапе. Таблица 2 Уровень сформированности навыков здорового смысла на контролирующем этапе Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа низкий 50% 60% средний 40% 40 % высокий 10 % 0 % В пр ...