Построение имиджа, какой бы практически-ориентированной области это ни касалось, становится процедурой, которая поддается определенным обобщениям. Одна из немногих наук, которая позволяет увидеть направленность этого процесса, - семиотика, как наука о знаковых системах. Знак определяется как условное объединение формы и содержания в единую сущность. Основные процессы семиотических свойств в технологиях построения имиджа. Наиболее важные из них:
1) Движение к дистинктивным отличиям данного объекта от других.
2) Подчеркивание личностных характеристик, которые семиотически можно представить как введение имиджа лучшего или идеального учителя в понятие "свой", в отличие от понятия "чужой".
3) Вписывание имиджа "лучший или идеальный учитель" в семиотическое представление о лидере, отбор тех его характеристик, которые соответствуют этой идеализации.
4) Вписывание имиджа "лучший или идеальный учитель" в семиотическую модель уже реализованного лидера (учитель-новатор, мастер и т.п.), именно в модель, так как оперирование понятия лидер определяется символом, а не как реальной личностью.
5) Вписывание имиджа "лучший или идеальный учитель" в модель поведения актера, а это более семиотически насыщенный объект, существом жизни которого вообще является порождение знаков.
6) Семиотическое использование других каналов восприятия, основным из которых выступает визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной, что обычно слабо учитывается.
7) Символизация автономных сфер: одежды, прически, взгляда и т.п.
В то же время, если говорить о целенаправленном формировании имиджа, можно выделить следующие этапы в построении имиджа педагога:
1) Мотивационно-целевой. Развитие позитивной мотивации нынешних педагогов к созданию имиджа учителя в своей профессиональной деятельности собственными силами.
2) Концептуально-стратегический. Определение стратегии процесса имиджирования, глубокое осмысление основополагающих принципов явления и философско-концептуального аппарата (Я-концепции).
3) Консультативно-технологический. Изучение личностных свойств воспитания, самоопределение его внутри профессиональной деятельности, эмпирическое использование философско-концептуального аппарата, сочетание ведущей стратегии с тактическими вариантами.
4) Результативно-оценочный. Корректировка имиджа учителя.
В свою очередь, поэтапность создания индивидуального образа подразумевает необходимость придерживаться определенных звеньев процесса имиджирования. Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):
1) Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности;
2) Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности;
3) В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого;
4) Обязательно необходимы эксперты со стороны. При использовании данных элементов педагогической техники, прежде всего, необходима его стратегическая направленность.
Огромную роль в становлении имиджа как процесса играет приобретение учителем профессионализма в педагогической деятельности. Следует сказать, что без становления профессионализма не могут сформироваться и полностью проявиться все компоненты имиджа, приводит к ущербности Я-концепции, неудовлетворенности результатами деятельности. Индивидуально неокрашенный имидж приводит к стереотипизации. Такой имидж ущербен, что ощущают, в первую очередь, ученики.
Образование, педагогика, воспитание:
Электронное
пособие по теме “Функциональные последовательности и ряды"
В процессе выполнения данной выпускной квалификационной работы было создано электронное пособие по теме "Функциональные последовательности и ряды". Обучающая часть пособия представлена в формате HTML, а контролирующая - на языке DELFI. При создании обучающей программы пособия (совокупност ...
Диагностика уровней эвристического мышления детей
младшего школьного возраста
Для изучения использования эвристической технологии в образовательном процессе нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла на базе МОУ СОШ №2 города Ишима и проводилась в три этапа: На первом - констатирующем - этапе определялся исходный уровень развития эвристического мыш ...
Паронимы в русском языке
Паронимы (гр. para - возле + onima - имя) - это однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись - роспись, одеть - надеть, главный - заглавный. Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. Паронимам ...