Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей. Внутренняя структура имиджа также содержит три похожие составляющие. Следует их рассмотреть.
Первая часть внутренней структуры - это представление человека о себе самом, в том числе о своей внешности: то, что он думает о себе, оставаясь с собой один на один, то, как он относится к своим физическим особенностям, что он думает о своих склонностях и потребностях. Современный учитель, особенно если он не молод, очень трепетно относится к своей внешности, памятуя расхожую истину: "По одежке встречают, а по уму провожают". Это вполне приятный тип человека умного, грамотного, трепетно относящегося и к своей работе тоже, потому что он не представляет без нее жизни, потому что пришел в профессию по призванию.
Вторая часть внутренней структуры имиджа (ее вполне можно назвать "внутреннее зеркало") – это представление человека о том, что о нем думают другие, то есть, какое впечатление человек производит на окружающих. Но педагог – это не фотомодель и производить на окружающих впечатление - не главное его кредо. Но и видеть себя эдаким "синим чулком" не каждому хочется. Поэтому современный учитель – это в большинстве своем приятная личность, чистый, аккуратный, подтянутый внутренне и внешне, коммуникативный.
И третья часть внутренней структуры имиджа – это "обратная связь", или то, что называется отношением людей к человеку, это "внешнее зеркало". Для педагога оно очень важно, потому что те цели, которые он ставит перед собой, определяют направленность педагогического взаимодействия, выбор содержания образования и способ анализа результатов деятельности.
Это и отношения с учащимися, и взаимоотношения не только с коллегами, но и с представителями администрации, а также с общественностью. Если педагог, руководствуясь нравственными, этическими нормами, верно, выстроит свою "линию поведения", то ему легко и приятно будет общаться на всех уровнях.
В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности педагога. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя. Для учителя с позитивной Я-концепцией обычно характерны:
1) Чувство собственной значимости;
2) Уверенность в способности к избранному виду деятельности – педагогической работе;
3) Твердая убежденность в импонировании другим людям в целом, своим воспитанникам в частности;
4) Гибкость мышления, любовь к экспериментированию.
Таким образом, неоднократное упоминание развития у педагога чувства самоуважения и уверенности непроизвольно создает тот действующий имидж педагога, который можно назвать положительным и, в некоторой степени, идеальным, характеризующий педагога как творческую, всесторонне развитую, высокопрофессиональную, личность.
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности формирования экологических представлений у детей раннего
возраста
Учитывая психологические особенности детей раннего возраста и то, что дети только начали посещать детский сад, основным содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог.У детей раннего возраста н ...
Цели образования и структурные элементы содержания общего образования
В Концепции модернизации российского образования до 2020 года, исходя из роли образования в развитии российского общества, тенденции мирового развития, определяются, новые социальные требования к системе образования в России. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, нравст ...
Организация учебного процесса в коммуникативном направлении отечественной
методики
В теоретических основах коммуникативного метода, разработанного Е.И. Пассовым, даются ссылки на теорию деятельности А.Н. Леонтьева, теорию речевого общения А.А. Леонтьева, теорию речевой деятельности И.А. Зимней, работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Коммуникативный метод представляет условия и ...