Внутренний механизм, управляющий видами речевой деятельности, это – Высшая интегративная вербально-коммуникативная функция человека (ВКФ), которой выражается единство сознания и деятельности индивида, как системная целостность способностей когнитивной, и языковой форм сознания. ВКФ – интегративная способность системного функционирования памяти и мышления, реализующая когнитивное сознание, под которым понимается «специфически человеческая способность отражения предметов и явлений реальной действительности в их связях, и отношениях». Формирование когнитивного сознания, единицей которого является понятие, опосредовано языком – системой языковых категорий и разноуровневых единиц от фонемы до словосочетания, отражающей понятия действительности, и правила оперирования единицами (семантическими, лексическими, грамматическими).
Языковое сознание, представляющее собой вербально оформленное отражение действительности, формируется в процессе присвоения общественно выработанной языковой системы и способов оперирования единицами ее значений с целью формулирования мысли, и понимания замысла высказывания собеседника в процессе речевого взаимодействия. Языковое сознание как форма отражения действительности в языковых категориях и суждениях – это «форма существования индивидуального когнитивного сознания человека… как социального существа, как личности». Процесс формирования языкового сознания осуществляется посредством интериоризации в индивидуальный опыт общественно выработанной языковой системы (значений и формы) и способов оперирования ее единицами, что является содержанием развития ВКФ как системы способностей.
В процессе выражения собственной мысли – предмета речевой деятельности, субъектом достигается цель говорения и письма как видов речевой деятельности; пониманием чужой мысли достигается цель рецептивных видов деятельности слушания, и чтения.
Достижение цели каждого из видов речевой деятельности осуществляется посредством ее единицы, которой в продуктивных видах является фраза – структурно организованное относительно законченное по смыслу коммуникативное единство, в рецептивных видах - это смысловое решение. Реализация речевых действий представляет собой целенаправленный процесс, подчиненный общей цели деятельности. Умение совершать речевую деятельность формулируется как последовательность усвоения действий фазы формирования и реализации, которые составляют умение владеть языком как средством формирования, и формулирования мысли, становящиеся операциями – способами выполнения действий, фаз формулирования мысли, и реализации результатов формулирования. Таким образом, феноменологическая самостоятельность и взаимосвязь языковых средств, и способов речевой деятельности присваивается индивидом при освоении речевых действий. Речевые действия формирования и формулирования мысли как усвоения происходят этапы ориентировки, усвоения ориентировочной основы, поэтапного выполнения действия по ориентировочной схеме, и одновременное формирование самоконтроля каждого этапа выполнения действия на сукцессивном уровне. По мере становления самоконтроля и усвоения ориентировочной основы, промежуточные вспомогательные действия редуцируются, и действие выполняется на симультанном уровне как последовательность программы умственных операций, при этом закономерности выражения, и трансформации значений по языковым правилам обобщаются, формируют в сознании категорию, и обобщенные способы действия со всеми входящими в них значениями.
Качественные показатели умений владеть речевой деятельностью формируются в процессе общения и выражаются в расширении объема содержания, которое субъект формулирует, и выражает посредством языка. Умение целенаправленно формировать и формулировать мысль, контролируя содержание, и форму, на начальном этапе выражается в порождении, и понимании фраз, объединенных ситуацией, и предметом общения в форме диалога, т.е. в объеме одного речевого действия. Это умение становится операцией развития речевой способности соподчинять единичные действия в пространственно-временной последовательности, которая объективируется в умении понимать и выражать мысли в монологической форме (и усложненном диалогическом единстве) в следующей последовательности:
Образование, педагогика, воспитание:
Использование метода проектов при обучении информатике в начальной школе
Таким образом, раскрыв содержание понятий: «метод», «метод проектов», « проект», «учебная тема», «мышление», «младший школьный возраст» и выявив особенности метода проектов, мы пришли к выводу о том, что использование данного метода на уроках информатики способствует более эффективному усвоению уча ...
Правильная постановка задач на уроке
Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее типичные из них: 1. Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена. ...
Комплекс упражнений для управления обучением самостоятельному чтению
художественных текстов учащихся старших классов и организация контроля
Домашнее самостоятельное чтение и задания связанные с ним дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся и повышения мотивации. Самостоятельную работу учащихся с иноязычным текстом следует сделать мотивированной, целенаправленной, управляемой, а процесс контролируемым самими учащи ...