Золотая педагогика

Общая характеристика индивидуальной речевой деятельности в концепции И.А. Зимней

Другое о педагогике » Личностно-деятельностный подход в методике обучения иностранным языкам » Общая характеристика индивидуальной речевой деятельности в концепции И.А. Зимней

Страница 1

Внутренний механизм, управляющий видами речевой деятельности, это – Высшая интегративная вербально-коммуникативная функция человека (ВКФ), которой выражается единство сознания и деятельности индивида, как системная целостность способностей когнитивной, и языковой форм сознания. ВКФ – интегративная способность системного функционирования памяти и мышления, реализующая когнитивное сознание, под которым понимается «специфически человеческая способность отражения предметов и явлений реальной действительности в их связях, и отношениях». Формирование когнитивного сознания, единицей которого является понятие, опосредовано языком – системой языковых категорий и разноуровневых единиц от фонемы до словосочетания, отражающей понятия действительности, и правила оперирования единицами (семантическими, лексическими, грамматическими).

Языковое сознание, представляющее собой вербально оформленное отражение действительности, формируется в процессе присвоения общественно выработанной языковой системы и способов оперирования единицами ее значений с целью формулирования мысли, и понимания замысла высказывания собеседника в процессе речевого взаимодействия. Языковое сознание как форма отражения действительности в языковых категориях и суждениях – это «форма существования индивидуального когнитивного сознания человека… как социального существа, как личности». Процесс формирования языкового сознания осуществляется посредством интериоризации в индивидуальный опыт общественно выработанной языковой системы (значений и формы) и способов оперирования ее единицами, что является содержанием развития ВКФ как системы способностей.

В процессе выражения собственной мысли – предмета речевой деятельности, субъектом достигается цель говорения и письма как видов речевой деятельности; пониманием чужой мысли достигается цель рецептивных видов деятельности слушания, и чтения.

Достижение цели каждого из видов речевой деятельности осуществляется посредством ее единицы, которой в продуктивных видах является фраза – структурно организованное относительно законченное по смыслу коммуникативное единство, в рецептивных видах - это смысловое решение. Реализация речевых действий представляет собой целенаправленный процесс, подчиненный общей цели деятельности. Умение совершать речевую деятельность формулируется как последовательность усвоения действий фазы формирования и реализации, которые составляют умение владеть языком как средством формирования, и формулирования мысли, становящиеся операциями – способами выполнения действий, фаз формулирования мысли, и реализации результатов формулирования. Таким образом, феноменологическая самостоятельность и взаимосвязь языковых средств, и способов речевой деятельности присваивается индивидом при освоении речевых действий. Речевые действия формирования и формулирования мысли как усвоения происходят этапы ориентировки, усвоения ориентировочной основы, поэтапного выполнения действия по ориентировочной схеме, и одновременное формирование самоконтроля каждого этапа выполнения действия на сукцессивном уровне. По мере становления самоконтроля и усвоения ориентировочной основы, промежуточные вспомогательные действия редуцируются, и действие выполняется на симультанном уровне как последовательность программы умственных операций, при этом закономерности выражения, и трансформации значений по языковым правилам обобщаются, формируют в сознании категорию, и обобщенные способы действия со всеми входящими в них значениями.

Качественные показатели умений владеть речевой деятельностью формируются в процессе общения и выражаются в расширении объема содержания, которое субъект формулирует, и выражает посредством языка. Умение целенаправленно формировать и формулировать мысль, контролируя содержание, и форму, на начальном этапе выражается в порождении, и понимании фраз, объединенных ситуацией, и предметом общения в форме диалога, т.е. в объеме одного речевого действия. Это умение становится операцией развития речевой способности соподчинять единичные действия в пространственно-временной последовательности, которая объективируется в умении понимать и выражать мысли в монологической форме (и усложненном диалогическом единстве) в следующей последовательности:

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Цели обучения иностранному языку
Под «целью» принято понимать идеальный образ планируемого результата, закодированный в мозгу «образ потребного будущего», «пусковой механизм всякой деятельности». Цель – то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить. Цель – это планируемый результат. Ц ...

Адаптация и социализация детей из семей мигрантов
Основная доля мигрантов, проживающих в городе Лянторе - это граждане иностранных государств ближнего зарубежья, не являющиеся беженцами. В МОУ "ЛСОШ №5" на 2009-2010 учебный год обучается 14 учащихся из семей мигрантов, трое из них слабо владеют русским языком. Слабое знание детьми мигран ...

Деятельностная методика
Деятельностная методика обучения английскому языку имеет своей основой деятельностную концепцию учения, представленную теорией поэтапного формирования умственных действий. Опираясь на эту теорию, на протяжении нескольких лет, велась разработка технологии обучения, которую затем назвали деятельностн ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru