«Настройка» на определённый пол осуществляется родителями сразу же после рождения ребёнка (А. Бандура, Д. Перри, К. Бусси). Ролевая дифференциация пола начинается, когда новорождённому дают имя, выбирают одежду определённого цвета, причёску, игрушки и разного вида развлечения, в которых он будет участвовать. Этим родители стараются четко указать пол ребёнка, как окружающим, так и самому малышу, который ещё не способен различать модели обоих полов (Л.В. Градусова, В.Д. Еремеева, Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.).
На втором году жизни, ещё не выделяя себя среди других людей и не называя себя «Я», ребёнок уже знает - мальчик он или девочка, и это знание половой принадлежности является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания. С возрастом, объём и содержание этой идентичности меняются, причём это часто связано с умственным и социальным развитием ребёнка. Двухлетний ребёнок знает свой пол, но ещё не умеет обосновать эту атрибуцию (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон и др.).
К 3-3,5 годам, когда в речи появляется слово «Я», дети знают свой пол, различают в этом отношении других людей, знают о некоторых различиях в требованиях к играм, занятиям, стилю поведения мальчиков и девочек. Идёт интенсивное освоение половых ролей и полоролевого репертуара. Оно обеспечивается разъяснениями взрослых, прямо инструктирующих ребёнка, и их реакциями на соответствие или несоответствие поведения ребёнка этим инструкциям. Поскольку люди в восприятии ребёнка уже разделены на две противоположные категории - мальчиков и девочек, инструкция «мальчики не плачут» воспринимается мальчиком и как информация о том, что девочки могут плакать. Догадки такого ряда находят подкрепление и в реакциях взрослых: «Ты что - девочка? Почему ты плачешь?» (М.М. Завадовский, В.Е. Каган, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина и др.).
Возраст 4-5 лет является переходным между средним и старшим дошкольным периодом развития и характеризуется как начало периода интенсивной социализации ребёнка. У ребёнка формируется система представлений о половой идентичности.
Дети, имеющие дефицит общения с взрослыми, перенимают половые стереотипы своих сверстников или из множества их примеров. Подобный опыт иногда приводит к искажённым представлениям о культурном развитии личности определённого пола. Именно сверстники оказываются основным источником информации о половых различиях и сексуальном поведении (Исаев Д.Н., Каган В.Е). Эта информация немедленна, откровенна и реалистична, но и очень не точна, часто опошлена. Особое влияние здесь ещё оказывает проявление детской субкультуры - «страшилок», изученных и описанных О.Н. Гречининой и М.В. Осориной, «неприличного» и потаенного детского эротического фольклора, детской «магии», дразнилок, пародийности поведения и т.п Характерной чертой детской субкультуры «…является её демонстративное противостояние «правильному» и нередко подавляющему миру взрослых и даже пародирование этого мира, позволяющее детям почувствовать свою самостоятельность, утвердить собственные нормы и ценности» (Осорина М.В.). В детской субкультуре происходит важнейшая часть того процесса, в котором «ребёнок в известном смысле сам является творцом своего воспитания. В том смысле, что воспитывает та деятельность, которая исходит из души ребёнка, является его собственной деятельностью, основанной на побуждениях его „Я" (Азаров Ю.).
Говоря о факторах и средствах социализации, оказывающих влияние на развитие образа пола, нельзя не упомянуть тот социально-культурный пласт, который составляет искусство. Наиболее доступные и распространённые способы передачи различной информации - телевидение и другие средства массовой информации. Образцы поведения героев на экране и страницах популярной литературы являются легкодоступными стереотипами полоролевого поведения.
Образование, педагогика, воспитание:
Оценка
уровня физической подготовленности к игре в хоккей
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство", которая полностью соответствует Федеральным государственным требованиям, в образовательной области "Физическая культура" указывается, что освоение основных движений, общеразвивающих, спортивных ...
Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Дейс ...
Особенности двигательной активности мальчиков и девочек
Для педагога представляет интерес и такая закономерность, как различие в количественном и качественном отношении двигательной активности мальчиков и девочек. Заслуживает внимания и тот факт, что она ниже у вторых и составляет 70 – 80% суточных величин движений первых. Девочки меньше проявляют двига ...