Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребёнка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.
К этим знаниям можно отнести:
а) знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания.
Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех её компонентов, в использовании сочетания форм и методов, которое проявляется в своеобразном соотношении фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции её определённых компонентов. Таковыми, на наш взгляд, являются цели и формы организации;
б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек;
в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;
г) знание принципов полоролевого воспитания:
принцип перспективной инициативы исходит из того, что, разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, половое воспитание направлено на подготовку ребёнка к будущему, а потому должно учитывать актуальные для него перспективы;
принцип активности определяет ответственность воспитателей за иммунизацию против негативных влияний и побуждает не ждать возникновения проблем, а пользоваться всеми подходящими жизненными ситуациями и при необходимости организовать их, чтобы довести до сведения детей необходимые знания;
принцип природосообразности, соблюдение которого означает сохранение и поддержку естественного хода полового развития мальчика и девочки, учитывая их социально-психологические и психофизические особенности;
принцип реалистичности гласит: «Далеко не все в психосексуальном поведении соответствует представлениям и желаниям воспитателей, и тем более не все произвольно и абсолютно регулируемо. Нереалистические требования к половому воспитанию, обращение к нему как к неотложному радикальному средству разрешения уже возникших проблем, превращение его в «профилактику сексуальности» сводят на нет саму идею полового воспитания»;
принцип комплексности диктует планирование и оценку тех или иных конкретных мер как структурных элементов общей системы воспитания, социализации и просвещения;
принцип непрерывности или преемственности характеризует половое воспитание как процесс непрерывный и последовательный, начинающийся с раннего возраста и каждый этап которого является базой для последующих этапов;
принцип повторения определяет многократное преподнесение образцов и сведений, которое обеспечивает достаточно глубокое их усвоение;
принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети - говорить всегда правду и только правду в соответствии с возрастом и возможностью понимания;
принцип контроля и поддержки побуждает воспитателя к ненавязчивому контролю и направлению поведения ребенка, осторожной и деликатной помощи ему в разрешении возникающих вопросов и проблем;
принцип деловитости определяет «тональность» полового воспитания, в рамках которого недопустимы многозначительные намеки и интонации, двусмысленные утверждения и жесты, смущение и беспокойство взрослых. Для воспитателя важно свободное владение тематикой и терминологией без налета постыдности или скабрезности, умение управлять собой и аудиторией;
принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;
принцип индивидуального подхода, проявляющийся в "адресном характере информации", которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;
Образование, педагогика, воспитание:
Цель и задачи констатирующего эксперимента. Характеристика детей,
участвующих в экспериментальном исследовании
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление нарушений формирования фонетико-фонетических процессов у дошкольников старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Подобрать методические рекомендац ...
Проблемы социализации детей в педагогике и психологии
Социальная психология понимает социализацию как процесс, обеспечивающий включение в ту или иную социальную группу или общность. Социализация представляет собой развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе которого он усваивает социальный опыт и ак ...
Организация обучения математике в основных профилях
Согласно можно выделить несколько групп основных профилей, для которых математика изучается в наиболее приемлемом для этих профилей объёме. Естественно-математический профиль: математика изучается в профильном курсе в течение 12 часов в 2 недели. Технологический профиль: математика изучается в проф ...