принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).
принцип единого подхода родителей, педагогов и медицинских работников: общность взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, задачи, методы и содержание в зависимости от возраста детей.
Содержание педагогической системы полового воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи полоролевой социализации детей.
Всю педагогическую работу и методы по полоролевому воспитанию можно подразделить на 4 направления:
работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации;
работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях;
работа по формированию полоролевого поведения;
работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения.
Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.
А следующее направление работы может быть связано с формированием представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях.
Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье.
Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек.
Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений.
Доминирующим фактором социализации в дошкольном возрасте является семья.
Семья - первый по времени и наиболее близкий к ребёнку воспитатель. решающее значение в полоролевом развитии детей обычно связывается с матерью. Но, мы всё же склонны думать именно о семье, а не просто о каждом родителей как воспитателе. Во многих эмпирических исследованиях описаны механизмы и детерминанты, обуславливающие принятие стереотипов полоролевого поведения. Прежде всего, это касается внутрисемейного взаимодействия с родителями другими референтами взрослыми, служащими моделью образа мужчины и женщины. Ребёнок, идентифицируясь с одним из них, овладевает навыком усвоения социальной роли представителя определённого пола, включая самопознание программу выбранного типа поведения.
В этом случае механизмы развития полового самопознания рассматриваются так:
познание своего сходства и различия с представителями различных полов;
типизация и индивидуализация, эмоциональная оценка себя, как представителя определённого пола;
самоутверждение своего «Я» в общении и деятельности.
Являясь главным агентом половой социализации детей, родители несут себе особую социокультурную и психологическую нагрузку «конструирования» в сознании ребёнка сексуальных установок:
отсутствие страха перед людьми противоположного пола;
возможность контактировать с людьми противоположного пола;
половую идентичность личности, соответствующую реалистическому восприятию своего собственного пола.
Формирование позитивной половой идентичности, соответствующей своему полу, зависит и от родительских ожиданий. Иногда родители не удовлетворены полом будущего ребёнка и своим разочарованием развивают в нём комплекс неполноценности, если полребёнка не совпадает с планами родителей, то во многих случаях взрослые искажают образ пола своего ребёнка. Мальчиков воспитывают по типу женского поведения, а девочки приобщаются к ценностям мужского мира, усваивая мужской тип полоролевого поведения. И в том, и другом случае такие дети, а в будущем и взрослые, неадекватно реагируют на представителей и своего, и противоположного пола. Впоследствии такие люди нуждаются в психологической поддержке и коррекции.
Образование, педагогика, воспитание:
История отечественной педагогики XX века: единство непрерывности и дискретности
В последние двадцать лет существенным образом пересмотрена, уточнена и дополнена трактовка процесса развития отечественной педагогики XX в. Такой результат стал возможен благодаря той серьезной и продуктивной исследовательской работе, которая была проведена отечественными историками образования за ...
Игровые технологии
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно соглас ...
Организация учебного процесса и управление образованием
Учебный год в Республике Корея начинается 2 марта. В году выделяются триместры, чётко разграниченные каникулами; каникулы с 20 июня по 25 августа, две недели в конце ноября – начале декабря и весь февраль. В высших учебных заведениях летние каникулы совпадают со школьными, а зимние – с 10 декабря п ...