Золотая педагогика

Омонимы в русском языке

Страница 2

2. В русском языке употребляются слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Это омофоны (гр. homos– одинаковый + phone – звук). Например, слова луг и лук, молод и молот, везти и вести совпадают в произношении вследствие оглушения звонких согласных звуков на конце слова и перед глухим согласным. Изменение гласных в безударном положении приводит к созвучию слов полоскать и поласкать, зализать и залезать, старожил и сторожил. Одинаково произносятся и слова шефствовать и шествовать, острова и острого, браться и братца и др. Следовательно, омофоны – это фонетические омонимы, их появление в языке связано с действием фонетических законов.

Омофония может проявляться и шире – в звуковом совпадении слова и нескольких слов: Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима; Лет до ста расти вам без старости (М.). Омофония составляет предмет изучения не лексикологии, а фонетики, так как проявляется на ином языковом уровне – фонетическом.

3. Слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, называются омографами (гр. homos– одинаковый + grapho – пишу). Обычно они имеют ударение на разных слогах: кружки – кружки, засыпал – засыпал, парить-парить.

В современном русском языке больше тысячи пар омографов. Омография имеет прямое отношение к графической системе языка. Строгая дифференциация языковых явлений требует отграничить собственно лексические омонимы от омоформ, омофонов и омографов.

Появление омонимов в языке объясняется следующими причинами.

В результате заимствования иноязычных слов может произойти формальное совпадение в звучании и написании слова-«пришельца» и исконно русского. Например, существительное брак в русском языке родственно глаголу брать (ср.: взять за себя замуж), его современное значение – семейные отношения между мужчиной и женщиной; супружеские отношения. Его омоним брак – испорченные, недоброкачественные, с изъяном предметы производства, а также изъян в изделии– заимствован из немецкого языка (Brack – недостаток). Таким же образом в наш язык пришли омонимичные русским словам заимствования: клуб (из англ.) – общественная организация (ср. русск. клуб дыма от глагола клубиться); лейка (из нем.) – вид фотоаппарата (ср. русск. лейка садовая от глагола лить); норка (из финск.) – хищный пушной зверек из семейства куниц, мех этого пушного зверька (ср. русск. норка – уменьшительное к слову нора – углубление под землей с ходом наружу, вырытое животным и служащее ему жилищем).

2. Слова, вошедшие в русский язык из разных языков-источников, могут оказаться созвучными. Например, кран (из голл.) – затвор в виде трубки для выпуска жидкости или газа и кран (из нем.) – механизм для подъема и перемещения грузов, блок (из фр.) – объединение государств, организаций для совместных действий и блок (из англ.) – приспособление для подъема тяжестей, мат (из нем.) – мягкая подстилка из прочного материала, мат (арабск.) – поражение в шахматной игре, мат (из фр.) – отсутствие блеска, шероховатость гладкой поверхности предмета.

3. Из одного языка заимствуются одинаково звучащие слова. Так, из французского заимствованы омонимы мина – взрывной снаряд и мина – выражение лица, из латинского – нота – музыкальный звук и нота – дипломатическое обращение одного правительства к другому.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Обследование эмоциональной сферы ребенка
Приведенные задания позволяют исследовать эмоциональное развитие детей (в пределах обозначенных эмоций). Если во время выполнения заданий у ребенка проявляются замкнутость, резкая смена настроения, частые вспышки раздражения, гнева, то это свидетельствует о том, что ему необходимы внимание и особый ...

Основные функции и признаки проблемного обучения
Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М. И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные. Общие функции проблемного обучения: · усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; · развитие интеллекта ...

Типология и качества мышления
Формы мышления В психологической науке различают такие логические формы мышления как: понятия; суждения; умозаключения. Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся однов ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru