Конец XX столетия ознаменован целым комплексом глобальных изменений в социальной, экономической и духовной сферах общества, утратой ранее значимых ценностей и возникновением новых, формированием новой философии жизни. Человеческое сообщество захлестывает ускоряющийся динамизм социальных процессов, происходящие с невероятной быстротой глобальные информационные, технические, экономические и политические изменения на фоне развивающегося экологического кризиса. Обостряются базовые, фундаментальные противоречия между человеком и природой, человеком и техническим прогрессом, человеком и социально-политическим устройством, количество противоречий в жизнедеятельности человека постоянно нарастает, и соответственно растут психические нагрузки. Постоянно изменяющиеся, нестабильные условия существования в условиях экологической, ядерной, военно-политической, информационной и угрозы служат причиной восприятия современным человеком своего существования как стрессового и выступают основой для ухудшения качества его жизни, расстройства здоровья, нарастания страха будущего. Снижение уровня здоровья проявляется в плохой переносимости повседневных психических и физических нагрузок, предъявляемых социально-биологической средой, ранним развитием неврозов, психосоматических и психических заболеваний не только у взрослых, но уже в раннем и детском возрастах. Охрана здоровья – приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Здоровье – понятие не только медицинское, но и социальное. Оно является результатом сложнейшего взаимодействия человека с природой и обществом. Всемирная организация здравоохранения, координируя решение проблемы по охране здоровья населения в различных государствах мира, рассматривает здоровье индивидуума не только как отсутствие болезни или физического дефекта, но и как состояние полного благополучия интегральной целостности человека, проявляющейся в оптимальном единстве физического, духовного и социального благополучия в конкретных условиях жизнедеятельности.
Здоровая личность – это цель и результат современного общественного образования. Здоровая личность способна к активной саморегуляции своего поведения, к формированию индивидуальных программ здорового образа жизни, к проявлению волевых усилий при отказе от вредных привычек. Говоря о здоровой личности, С.Л. Рубинштейн подчеркивал ее способность к творческой самореализации в обществе, к созданию новых материальных и духовных ценностей, обладающих общественной значимостью.
Компоненты здоровья – это основные направления целостного развития человека как индивида, личности, субъекта жизнедеятельности и индивидуальности в целом. Центральным компонентом здесь выступает духовно-нравственный компонент. Биологическая природа человека обусловливает физический (соматический) и репродуктивный компоненты здоровья. К ним примыкают эмоциональное и умственное здоровье как самостоятельные компоненты. Мотивационно-волевой аспект психики проявляется в мотивации сохранения здоровья, что связано со смыслом жизни человека, с его духовно-нравственными ценностями, характеризует личностное здоровье. Таким образом, здоровье – это гармоническое единство всех составляющих его компонентов: духовно-нравственного, физического, репродуктивного, эмоционального, умственного, личностного и социального.
Психическая составляющая здоровья, включает:
1)
состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных проявлений и обеспечивающее человеку адекватную действительности регуляцию поведения; 2) интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Проблема психического здоровья решается сегодня исследователями самых разных областей науки и практики: медиками, психологами, педагогами, философами, социологами и др. Да и сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две научно-практические области – медицинскую и психологическую. При этом в обеих науках состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), он означает определенный внутренний резерв человека, обеспечивающий преодоление неожиданных стрессов или затруднений, возникающих в исключительных состояниях. В более широком значении психическое здоровье – это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека.
Образование, педагогика, воспитание:
Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках
окружающего мира
Большие возможности для развития умения применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи дает курс «Окружающий мир» по программе «Начальная школа XXI века». Н.Ф. Виноградова обращает внимание на то, что наличие знаний, усвоение какой-либо информации является существе ...
Педагогика игры
Одна из главных сфер воспитания детей до школы — игра. Поэтому при разработке проблем общественного дошкольного воспитания, естественно, к ряду главных относятся воспитательные возможности игры. Учитывая эти возможности, следует рассматривать игру как форму воспитания, как средство для решения опре ...
Учебные кинофильмы на уроках
Учебное кино – самое популярное из всех технических средств обучения, применяемое в рамках видеометода. Учебное кино можно с успехом включать в урок в тех случаях, когда необходимо: показать (или смоделировать) явления и процессы (реже предметы), увидеть которые невозможно вообще или без особой тех ...