Золотая педагогика

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения

Страница 3

В настоящее время выявлено и резкое увеличение числа детей с более серьезными отклонениями в психическом развитии. Более 70% детей, рожденных после 1991 г., имеют нейропсихологические проблемы из-за нарушений в подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Мозг таких детей работает во многом за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы воздействия во многих случаях не приносят заметных результатов.

Известно, что гипокинезия (дефицит движений) – один из важнейших факторов риска развития заболевании сердечно-сосудистой системы, она вызывает также многообразные морфофункциональные изменения в организме, которые рассматривают как адаптацию к низкому уровню двигательной активности. Ведущими симптомами данных изменений являются астенический синдром, детренированность регуляторных механизмов, снижение функциональных возможностей и нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата, нейрорегуляторного аппарата и вегетативных функций, снижение эмоционального тонуса, иммунитета организма и т.п. По многим данным, двигательно-моторная недостаточность выявляется у 25% детей 6–8 лет. Именно у таких детей чаще всего возникают трудности в школьном обучении. Специалисты НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи диагностируют нервно-психические отклонения у более 15% школьников. Эти отклонения формируются чаще всего в дошкольном возрасте и углубляются за время обучения в школе, что увязывается с увеличивающимся объемом учебной нагрузки. Школьная программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать полноценно усваивать знания до тех пор, пока его организм и, прежде всего, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу.

По разным данным, от 4 до 25% семилетних и от 20 до 50% шестилетних детей при традиционной организации процесса школьного обучения испытывают большие трудности при адаптации к школе, не могут без перенапряжения осваивать учебную программу, имеют трудности в овладении навыками чтения, письма, счета. Если нагрузка, полученная ребенком в школе, оказывается чрезмерной, то постепенно проявляются те или иные отклонения в состоянии здоровья, которые при более благоприятных условиях были бы скомпенсированы организмом и, возможно, не проявились. Срыв компенсаторных возможностей у детей и подростков с ограниченными компенсаторно-приспособительными возможностями в полной мере проявляется при чрезмерных воздействиях. В связи с этим задачи выделения этих детей в «группу риска», оптимизации методов диагностики, раннего выявления (в дошкольном возрасте, при поступлении в школу) носят конкретный характер и при адекватном выборе реабилитационных мероприятий (психолого-педагогических, социально – педагогических, психотерапевтических, в плоть до медицинских).

Таким образом, традиционная система школьного образования оказалась ни структурно, ни содержательно не готова к решению проблем здоровьесбережения детей с ненормативным ходом развития, с проявлениями различных вариантов дизонтогенеза. Школьные перегрузки детей с проявлением симптомов малой неврологии только усугубляют течение нервно-психических расстройств. Общее ухудшение социальной и экологической обстановки привело к тому, что в последнее пятилетие медиками признаются здоровыми лишь 10% выпускников школ и 15% дошкольников. Поэтому приоритетной задачей современного образования становится формирование устойчивой, здоровой, релевантной требованиям социальной среды личности. Это можно достигнуть, реализуя здоровьесберегающую деятельность в образовательном учреждении, которая предусматривает: обеспечение реальной разгрузки содержания общего образования, организацию мониторинга состояния здоровья детей и молодежи, использование эффективных методов обучения, повышение удельного веса и качества занятий физической культурой, улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, рационализацию досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи. Исходя из этого, можно утверждать, что целью использования здоровьесберегающих технологий должно быть создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих своевременное и полноценное психическое и личностное, духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, лежащие в основе психологического здоровья. Эта цель может быть достигнута только тогда, когда будет обеспечена преемственность всех видов социального воздействия на ребенка в семье, дошкольном учреждении, школе на разных возрастных этапах взаимодействий с ним. Такая цель обусловливает с одной стороны, необходимость совершенствования уже сложившихся и реализуемых в практике подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, а с другой – целесообразность разработки новых здоровьесберегающих, рационально выстроенных и действенных педагогических технологий.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Анализ учебников с точки зрения вероятностно – стохастической линии
Как показал анализ анкет, в школе №27 вероятностно-стохастическая линия включена в учебные планы учителей математики, но при прохождении нами педагогической практики (5 курс) в школе №14 выяснилось, что данная тема не рассматривалась учителем до 11 класса, хотя профиль класса социально-экономически ...

Живописные задачи при работе акварелью на уроке изобразительно искусства
Огромное значение при работе красками имеет развитое чувство цвета, умение видеть не только тональные, но и цветовые отношения. В живописи передаются все цветовые различия, учитывая и разницу цветов по светлоте. Переходы от насыщенного цвета к белому имеют множество промежуточных оттенков. Так, кра ...

Особенности методики организации занятий по обучению спортивным играм
Согласно примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство", которая полностью соответствует Федеральным государственным требованиям, образовательной области "Физическая культура" для детей старшего дошкольного возраста предусмотрены спортивные уп ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru