В настоящее время выявлено и резкое увеличение числа детей с более серьезными отклонениями в психическом развитии. Более 70% детей, рожденных после 1991 г., имеют нейропсихологические проблемы из-за нарушений в подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Мозг таких детей работает во многом за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы воздействия во многих случаях не приносят заметных результатов.
Известно, что гипокинезия (дефицит движений) – один из важнейших факторов риска развития заболевании сердечно-сосудистой системы, она вызывает также многообразные морфофункциональные изменения в организме, которые рассматривают как адаптацию к низкому уровню двигательной активности. Ведущими симптомами данных изменений являются астенический синдром, детренированность регуляторных механизмов, снижение функциональных возможностей и нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата, нейрорегуляторного аппарата и вегетативных функций, снижение эмоционального тонуса, иммунитета организма и т.п. По многим данным, двигательно-моторная недостаточность выявляется у 25% детей 6–8 лет. Именно у таких детей чаще всего возникают трудности в школьном обучении. Специалисты НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи диагностируют нервно-психические отклонения у более 15% школьников. Эти отклонения формируются чаще всего в дошкольном возрасте и углубляются за время обучения в школе, что увязывается с увеличивающимся объемом учебной нагрузки. Школьная программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать полноценно усваивать знания до тех пор, пока его организм и, прежде всего, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу.
По разным данным, от 4 до 25% семилетних и от 20 до 50% шестилетних детей при традиционной организации процесса школьного обучения испытывают большие трудности при адаптации к школе, не могут без перенапряжения осваивать учебную программу, имеют трудности в овладении навыками чтения, письма, счета. Если нагрузка, полученная ребенком в школе, оказывается чрезмерной, то постепенно проявляются те или иные отклонения в состоянии здоровья, которые при более благоприятных условиях были бы скомпенсированы организмом и, возможно, не проявились. Срыв компенсаторных возможностей у детей и подростков с ограниченными компенсаторно-приспособительными возможностями в полной мере проявляется при чрезмерных воздействиях. В связи с этим задачи выделения этих детей в «группу риска», оптимизации методов диагностики, раннего выявления (в дошкольном возрасте, при поступлении в школу) носят конкретный характер и при адекватном выборе реабилитационных мероприятий (психолого-педагогических, социально – педагогических, психотерапевтических, в плоть до медицинских).
Таким образом, традиционная система школьного образования оказалась ни структурно, ни содержательно не готова к решению проблем здоровьесбережения детей с ненормативным ходом развития, с проявлениями различных вариантов дизонтогенеза. Школьные перегрузки детей с проявлением симптомов малой неврологии только усугубляют течение нервно-психических расстройств. Общее ухудшение социальной и экологической обстановки привело к тому, что в последнее пятилетие медиками признаются здоровыми лишь 10% выпускников школ и 15% дошкольников. Поэтому приоритетной задачей современного образования становится формирование устойчивой, здоровой, релевантной требованиям социальной среды личности. Это можно достигнуть, реализуя здоровьесберегающую деятельность в образовательном учреждении, которая предусматривает: обеспечение реальной разгрузки содержания общего образования, организацию мониторинга состояния здоровья детей и молодежи, использование эффективных методов обучения, повышение удельного веса и качества занятий физической культурой, улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, рационализацию досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи. Исходя из этого, можно утверждать, что целью использования здоровьесберегающих технологий должно быть создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих своевременное и полноценное психическое и личностное, духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, лежащие в основе психологического здоровья. Эта цель может быть достигнута только тогда, когда будет обеспечена преемственность всех видов социального воздействия на ребенка в семье, дошкольном учреждении, школе на разных возрастных этапах взаимодействий с ним. Такая цель обусловливает с одной стороны, необходимость совершенствования уже сложившихся и реализуемых в практике подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, а с другой – целесообразность разработки новых здоровьесберегающих, рационально выстроенных и действенных педагогических технологий.
Образование, педагогика, воспитание:
Опытно-экспериментальная работы по проверке эффективности условий
воспитания детей в национальных традициях
Цель: Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе. Разные виды деятельности предусматривают освоение каждым дошкольником духовного наследия предыдущих поколений. Задачи: 1. Разработаны диагностику и диагностический инструментарий по изучению уровня освоения культурных традиций. ...
История развития и становления
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервег, К. Д. Ушинский и др.). В XX столетии идеи ...
Понятие и сущность полоролевой социализации детей среднего дошкольного
возраста
Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежно приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организации воспитательной раб ...