Золотая педагогика

Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Другое о педагогике » Реализация здоровьесберегающего подхода при работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Страница 2

Также у детей с ЗПР церебрально-органического происхождения в соматическом состоянии могут отмечаться признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного тонуса, задержки роста); общая гипотрофия; различные виды диспластичности телосложения. В.В. Ковалев указывает, что в соматическом статусе детей с психическим инфантилизмом нередко обнаруживаются признаки незрелости, задержка в росте. Данные исследований показали, что у 26% детей с ЗПР физическое развитие ниже среднего, а у 19% – выше среднего. В возрасте 5–7 лет в качестве нормы отмечается избыточный анаболизм, который тесно связан с интенсивностью роста и развития. Как только у ребенка проявляется один из признаков первого вытягивания, основной обмен идет на убыль. Сравнительно высокий уровень энергозатрат обеспечивается у детей более интенсивной работой кардиореспираторной системы .

В период первого детства интенсивно увеличивается объем сердца, его линейные размеры. По данным, до пятилетнего возраста происходит, главным образом, концентрический рост сердца, а после – возрастает емкость полости. Положение сердца изменяется в соответствии с расправлением легких и установлением ребер в косом положении. В 5 лет частота сердечных сокращений (ЧСС) составляет у мальчиков и девочек 98–100 в минуту, а в 6 лет – 90–95 в минуту соответственно. Однако при нагрузке достижение необходимого уровня минутного объема крови у детей осуществляется преимущественно за счет увеличения ЧСС. Это компенсирует относительно небольшую величину систолического объема крови (33,5 мл). Просвет сосудов еще широк, но, рост сосудов в длину отстает от роста сердца, что приводит к их относительной узости и вызывает некоторое повышение артериального давления (в 5 лет 80–100/46–64 мм рт. ст.; в 6 лет – 92–118/50–68 мм рт. ст.). Период первого детства является качественно новым в становлении регуляции кровообращения, так как с 4 лет начинает функционировать региональный принцип кровораспределения. Характерной особенностью периферического кровообращения у дошкольников этого возраста является то, что объемная скорость кровотока, характеризующая интенсивность кровоснабжения и мышц, резко уменьшается от 5 до 7 лет.

В рассматриваемый период отмечаются изменения и в развитии дыхательной системы. Увеличивается объем и масса легких. В связи с изменением формы грудной клетки и активной работой межреберных мышц у детей 7–8 лет выявляются половые отличия в типе дыхания: у девочек преобладает грудной тип дыхания, у мальчиков – брюшной. К концу дошкольного возраста совершенствуется регуляция дыхания, так как тормозится возбудимость дыхательного центра. Все эти структурные изменения оказывают влияние на изменение количественных показателей дыхания.

Так, дыхательный объем легких в возрасте 6 – 8 лет составляет 176 мл, жизненная емкость легких – 1535 мл, частота дыхания – 24 в минуту, минутный объем дыхания – 3500 мл. Наряду с этими показателями, важно отметить, что возраст 6 лет является одним из существенных переломных периодов становления аэробной работоспособности. Это является основой для тренировки общей выносливости у детей дошкольного возраста в режиме умеренной интенсивности.

У детей с ЗПР конституционального генеза признаки соматического неблагополучия отсутствуют или хорошо компенсируются. Не выявляются аномалии развития отдельных органов и систем. Однако у детей при осложненном психическом инфантилизме чаще встречаются отдельные дисплазии органов и систем. Так, могут присоединяться нарушения зрения, соматические заболевания (разной степени выраженности).

ЗПР соматогенного генеза обусловлена хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов ребенка – сердца, почек, печени, легких, эндокринной системы. Часто они связаны с хроническими заболеваниями матери. У таких детей нередко имеет место соматогенный инфантилизм (задержка эмоционального развития), обусловленный ощущением своей физической неполноценности, режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.

Дети с ЗПР психогенного генеза могут иметь соматические заболевания вследствие влияния неблагоприятных факторов: невротизации матери, алкоголизма родителей и др., также у этих детей наблюдаются симптомы психосоматических отклонений.

В анамнезе дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза (с парциальной несформированностью высших психических функций) обнаруживается наличие аллергических реакций, бронхиальной астмы, дисбактериозов. Отмечается низкий уровень адаптационных возможностей; проявляется повышенная возбудимость и неустойчивость вегетативных реакций; их состояние может колебаться в зависимости от метеорологических изменений. Указанные выше отклонения соматического развития дошкольников с ЗПР приводят к снижению уровня функционирования основных систем жизнеобеспечения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Образование, педагогика, воспитание:

Начальный этап обучения
На начальном этапе обучения предпочтение следует отдавать учебным текстам. Иногда для расширения кругозора учащихся можно включать аутентичные тексты. Качество усвоения аутентичного материала может быть повышено использованием определенных упражнений и заданий. Овладение технологией чтения осуществ ...

Творческие игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся
В этом пункте рассмотрим два вида игр – это ролевые игры и драматизацию. Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный п ...

Модели личностно-ориентированной педагогики
С методологической точки зрения удобно воспользоваться подходом И.С. Якиманской, которая считает, что все «существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три группы: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая» (Якиманская И.С 1995). Социа ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru