Золотая педагогика

Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Другое о педагогике » Реализация здоровьесберегающего подхода при работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Страница 2

Также у детей с ЗПР церебрально-органического происхождения в соматическом состоянии могут отмечаться признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного тонуса, задержки роста); общая гипотрофия; различные виды диспластичности телосложения. В.В. Ковалев указывает, что в соматическом статусе детей с психическим инфантилизмом нередко обнаруживаются признаки незрелости, задержка в росте. Данные исследований показали, что у 26% детей с ЗПР физическое развитие ниже среднего, а у 19% – выше среднего. В возрасте 5–7 лет в качестве нормы отмечается избыточный анаболизм, который тесно связан с интенсивностью роста и развития. Как только у ребенка проявляется один из признаков первого вытягивания, основной обмен идет на убыль. Сравнительно высокий уровень энергозатрат обеспечивается у детей более интенсивной работой кардиореспираторной системы .

В период первого детства интенсивно увеличивается объем сердца, его линейные размеры. По данным, до пятилетнего возраста происходит, главным образом, концентрический рост сердца, а после – возрастает емкость полости. Положение сердца изменяется в соответствии с расправлением легких и установлением ребер в косом положении. В 5 лет частота сердечных сокращений (ЧСС) составляет у мальчиков и девочек 98–100 в минуту, а в 6 лет – 90–95 в минуту соответственно. Однако при нагрузке достижение необходимого уровня минутного объема крови у детей осуществляется преимущественно за счет увеличения ЧСС. Это компенсирует относительно небольшую величину систолического объема крови (33,5 мл). Просвет сосудов еще широк, но, рост сосудов в длину отстает от роста сердца, что приводит к их относительной узости и вызывает некоторое повышение артериального давления (в 5 лет 80–100/46–64 мм рт. ст.; в 6 лет – 92–118/50–68 мм рт. ст.). Период первого детства является качественно новым в становлении регуляции кровообращения, так как с 4 лет начинает функционировать региональный принцип кровораспределения. Характерной особенностью периферического кровообращения у дошкольников этого возраста является то, что объемная скорость кровотока, характеризующая интенсивность кровоснабжения и мышц, резко уменьшается от 5 до 7 лет.

В рассматриваемый период отмечаются изменения и в развитии дыхательной системы. Увеличивается объем и масса легких. В связи с изменением формы грудной клетки и активной работой межреберных мышц у детей 7–8 лет выявляются половые отличия в типе дыхания: у девочек преобладает грудной тип дыхания, у мальчиков – брюшной. К концу дошкольного возраста совершенствуется регуляция дыхания, так как тормозится возбудимость дыхательного центра. Все эти структурные изменения оказывают влияние на изменение количественных показателей дыхания.

Так, дыхательный объем легких в возрасте 6 – 8 лет составляет 176 мл, жизненная емкость легких – 1535 мл, частота дыхания – 24 в минуту, минутный объем дыхания – 3500 мл. Наряду с этими показателями, важно отметить, что возраст 6 лет является одним из существенных переломных периодов становления аэробной работоспособности. Это является основой для тренировки общей выносливости у детей дошкольного возраста в режиме умеренной интенсивности.

У детей с ЗПР конституционального генеза признаки соматического неблагополучия отсутствуют или хорошо компенсируются. Не выявляются аномалии развития отдельных органов и систем. Однако у детей при осложненном психическом инфантилизме чаще встречаются отдельные дисплазии органов и систем. Так, могут присоединяться нарушения зрения, соматические заболевания (разной степени выраженности).

ЗПР соматогенного генеза обусловлена хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов ребенка – сердца, почек, печени, легких, эндокринной системы. Часто они связаны с хроническими заболеваниями матери. У таких детей нередко имеет место соматогенный инфантилизм (задержка эмоционального развития), обусловленный ощущением своей физической неполноценности, режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.

Дети с ЗПР психогенного генеза могут иметь соматические заболевания вследствие влияния неблагоприятных факторов: невротизации матери, алкоголизма родителей и др., также у этих детей наблюдаются симптомы психосоматических отклонений.

В анамнезе дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза (с парциальной несформированностью высших психических функций) обнаруживается наличие аллергических реакций, бронхиальной астмы, дисбактериозов. Отмечается низкий уровень адаптационных возможностей; проявляется повышенная возбудимость и неустойчивость вегетативных реакций; их состояние может колебаться в зависимости от метеорологических изменений. Указанные выше отклонения соматического развития дошкольников с ЗПР приводят к снижению уровня функционирования основных систем жизнеобеспечения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Образование, педагогика, воспитание:

Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Игровые технологии применяются на уроках как в начальной школе, так и в среднем и старшем звене. Но в нашей работе мы рассмотрим подробно игровые технологии в младшем школьном возрасте. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. ...

Апробация экспериментальной модели влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения
Поскольку в определении личностно-ориентированного обучения подчеркивается необходимости учета особенностей его субъектов, то для педагога становится актуальной проблема дифференциации детей. На наш взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам: - разные стартовые возможности детей; - раз ...

Значение обучения неслышащих детей устной речи
Определяя задачи обучения неслышащих детей произношению, прежде всего, следует напомнить о двоякой функции устной речи, которая, одной стороной, обращена к слушающему, а другой — к самому говорящему. От качества фонетического оформления речи глухого зависит (при прочих равных условиях) в какой степ ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru